Содержание



Содержание / О Христианской борьбе / блаженный Аврелий Августин / Трактат «О христианской борьбе» является одним из небольших произведений блаженного Августина, написанных, по словам самого автора, для простых христиан, «не владеющих латинским красноречием» (лат. in eloquio latino inerudilis). Чтобы предельно облегчить читателям понимание, Августин пишет свой трактат простым (лат. humili sermone), кратким и ясным языком. Трактат «О христианской борьбе» отличается от прочих произведений Августина как по объему, так и по способу богословского рассуждения и аргументации. Возможно, в основе трактата лежат проповеди, произнесенные Августином во время пастырских поездок4 . Уровень образованности в Северной Африке того времени был весьма невысок, а владение латынью ограничивалось городами и торговыми центрами5 . На латыни не говорили и в отдаленных уголках небольшой епархии Августина, центр которой находился в г. Гиппоне (лат. Hippo Regius). Бедность превращала существование многих христиан в борьбу за выживание, а принятие христианства часто было вынужденным следованием религиозному выбору местного господина6 . Нередко священники и даже епископы были интеллектуально не подготовлены к пастырскому служению. Обобщая, можно сказать, что трактат «О христианской борьбе» написан Августином для тех людей из своей паствы, кто, в силу материальных, духовных или иных причин, был «крещен, но не просвещен».



DE AGONE CHRISTIANO

Содержание


Часть I. Заповеди жизни

Глава I

Христианин, воодушевляемый примером Христовым, борется со злом

Глава II

Каким образом побеждается зло?

Глава III

«Поднебесные духи злобы» не правят в небесах, но низвергнуты оттуда

Глава IV

Манихеи ложно интерпретируют понятие «власть тьмы», взятое из Свящ. Писания

Глава V

Борьба христианина есть борьба внутренняя

Глава VI

Необходимо прежде всего подчинить тело

Глава VII

Подчинение тела достигается подчинением себя Богу

Страдания праведников и правосудие Божие

Глава VIII

Бог Промыслитель

Глава IX

Служение Богу приятно

Глава X

Сын Божий воспринял нашу слабость, отделявшую нас от Бога

Глава XI

Тайна Боговоплощения не должна быть соблазном

Глава XII

Упование жизни вечной во Христе вдохновляет весь мир

Глава XIII

Вера и добродетель побеждают диавола


Часть II. Правило веры

ВЕРА ВО СВ. ТРОИЦУ

Вера сохраняется в Церкви

Глава XIV

Бог един в трех Лицах. Заблуждение Савеллия

Глава XV

Единство Св. Троицы. Заблуждение тритеизма

ИИСУС ХРИСТОС – БОГ И ЧЕЛОВЕК

Глава XVI

Равенство Лиц Св. Троицы. Заблуждение арианства

Глава XVII

Иисус Христос – Истинный Сын Божий. Заблуждение Фотина

Глава XVIII

Сын Божий воспринял подлинное человечество. Заблуждение манихейства

Глава XIX

Христом были восприняты дух, душа и тело человека. Заблуждение Аполлинария

Глава XX

Единство Бога и человека во Христе носит сущностный, а не моральный характер. Против адопционизма

Глава XXI

Во Христе Сын Божий воспринял всего человека, а не только плоть

Глава XXII

Христос подлинно родился от жены. Против докетов

ИИСУС ХРИСТОС ИСКУПИТЕЛЬ

Глава XXIII

Пострадавший Сын Божий есть Истинный Бог

Глава XXIV

Истинность телесного воскресения Христова

Глава XXV

Истинность телесного вознесения Христова

Глава XXVI

3начение слов о сидении Христа одесную отца

Глава XXVII

Будет день Суда

Глава XXVIII

0 Святом Духе. Заблуждение монтанизма и манихейства

Глава XXIX

Вселенскость Церкви. Заблуждение донатизма

Глава XXX

Единство Церкви. Заблуждение луцифериан

Глава XXXI

Сакраментальная власть Церкви. Заблуждение новациан

Глава XXXII

Будет телесное воскресение мертвых

Глава XXXIII

Любовью побеждается дух зла


От редакции

Предисловие

Адресат трактата

Название и дата написания

Содержание

Рукописи и переводы трактата

Список сокращений

Библиография издания 


 

От редакции

Мы предлагаем читателю русский перевод небольшого трактата «О христианской борьбе» знаменитого отца и учителя Церкви – блаженного Августина, епископа Гиппонского (354–430 гг.). Написанный около 397 года, в первые годы епископского служения блаж. Августина, этот трактат представляет собой не только удивительное по силе и ясности рассуждение о том, в чем заключается подлинная христианская борьба, осуществляющаяся в напряженной работе разума и сердца по различению правды от заблуждения, но и пространное катехетическое наставление, адресованное тем, кто привык воспринимать истины веры в чистоте сердца и простоте языка, и касающееся главных положений христианского вероучения и нравственности. В нем блаж. Августин вдохновенно говорит нам о том, чем жило и дышало, во что верило и в чем заблуждалось древнее христианство Римской Африки. Трактат «О христианской борьбе», являющийся одним из образцов раннехристианского катехизиса, впервые издается в русском переводе и снабжен параллельным латинским текстом. Поэтому мы надеемся, что он будет не только интересен всем читателям, интересующимся богословием блаж. Августина, но и может послужить хорошим пособием для студентов духовных семинарий, академий и богословских факультетов, изучающих святоотеческое наследие.

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Книга о христианской борьбе написана простым языком для братьев, слабо владеющих латынью. Она содержит правило веры и заповеди жизни. В книге я пишу: «Да не послушаем тех, кто отрицает будущее воскресение плоти, указывая на сказанное апостолом Павлом: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия»1 . не понимая сказанного тем же апостолом, «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие»2 . Действительно, когда это свершится, то уже не будет плоти и крови, по небесное тело». Эти слова не следует понимать в том смысле, что не будет больше естества плоти, но под именем плоти и крови должно разуметь, по мысли апостола, тление плоти и крови, которого не будет в Царстве, где плоть будет нетленной. Возможно и другое понимание, при котором под именем плоти и крови апостол имеет в виду дела плоти и крови, и тех, кто не наследует Царства из-за постоянной любви к ним. Книга начинается словами: “Венец победы...“»3 .

Так, в свойственном ему автобиографическом стиле блаженный Августин пишет о своем произведении De agone christiano (СРI. N. 296). На основании этих слов, а также из текста самого трактата можно судить об адресате, предмете, цели и содержании книги.

Адресат трактата

Трактат «О христианской борьбе» является одним из небольших произведений блаженного Августина, написанных, по словам самого автора, для простых христиан, «не владеющих латинским красноречием» (лат. in eloquio latino inerudilis). Чтобы предельно облегчить читателям понимание, Августин пишет свой трактат простым (лат. humili sermone), кратким и ясным языком. Трактат «О христианской борьбе» отличается от прочих произведений Августина как по объему, так и по способу богословского рассуждения и аргументации. Возможно, в основе трактата лежат проповеди, произнесенные Августином во время пастырских поездок4 .

Уровень образованности в Северной Африке того времени был весьма невысок, а владение латынью ограничивалось городами и торговыми центрами5 . На латыни не говорили и в отдаленных уголках небольшой епархии Августина, центр которой находился в г. Гиппоне (лат. Hippo Regius). Бедность превращала существование многих христиан в борьбу за выживание, а принятие христианства часто было вынужденным следованием религиозному выбору местного господина6 . Нередко священники и даже епископы были интеллектуально не подготовлены к пастырскому служению. Обобщая, можно сказать, что трактат «О христианской борьбе» написан Августином для тех людей из своей паствы, кто, в силу материальных, духовных или иных причин, был «крещен, но не просвещен».

Название и дата написания

Название произведения вполне соответствует замыслу автора – в кратких и простых словах изложить основы христианской веры и показать, в чем заключается смысл христианской жизни. Заключается он в борьбе. Но борьба эта не является ни борьбой за выживание, как в случае социальных потрясений, ни борьбой с христианами, мыслящими иначе, как в случае насилия, примепяемого раскскольниками-донатистами по отношению к остававшимся в общении с вселенской Церковью.

Греческое слово ἀγών, употребляемое Августином в названии произведения, соответствует латинскому ctrlamen, и обозначает борьбу или борение7. Оно подчеркивает драматический, подлинный, неигровой характер происходящего, что особенно важно в контексте тогдашнего общества, привыкшего к различного рода боям и играм, устраиваемым для развлечения публики8 . Христианская жизнь есть борьба, духовная и нравственная борьба с заблуждением и грехом, живущим в человеке и побежденном во Христе.

Датой написания произведения следует считать 396–397 год9 . В Retractauiones Августин помещает трактат «О христианской борьбе» сразу же после книг «К Симплициану» (De Diversis quaestionibus ad Simplicianum) и некоего трактата против манихеев, ныне утраченного. Таким образом «О христианской борьбе» является одним из первых произведений Августина, написанных им в сане епископа. Именно в этот момент у Августина формируется богословие благодати, столь отличающее так называемый поздний период его творчества10 . Примечательно, что первое пастырское обращение епископа Августина адресовано тем, кто в защите своей веры наиболее беззащитен.

Содержание

По словам самого автора, трактат «О христианской борьбе» содержит правило веры и заповеди жизни (лат. regula et praesepta vivendi). Здесь в виде богословского рассуждения и пастырского назидания воспроизводится то, что в одном из литургических текстов православной традиции преподносится как основополагающая характеристика епископского служения: «правило веры и образ кротости»11 . Подобному делению, предложенному автором, соответствует и двухчастная структура произведения.

Несмотря на предельную простоту изложения, трактат весьма богат содержанием, нравственное и догматическое богатство которого заслуживает особого внимания. В тридцати трех главах трактата блаженный Августин излагает правила нравственной и вероучительной ортодоксии и подвергает критике основные догматические заблуждения, распространенные в современной ему римской Африке.

Исследователи, говорящие о том, что основной заботой пастырского служения Августина как проповедника и писателя было истолкование символа веры12, ставят трактат De agone cristiano в один ряд с другими его произведениями, в которых Августин излагает основы христианского вероучения, как-то: «Об обучении оглашаемых» (De catechizandis rudibus), «Слово о Символе к оглашаемым» (Sermo de symbolo ad catechumenos), «О вере и символе» (de fide et symbolo) и особенно «Энхиридион» (Enchiridion)13 .

Тематически главы распределяются следующим образом:

Часть I. Заповеди жизни

I.1. Христианин, воодушевляемый примером Христовым, борется со злом.

II.2. Каким образом побеждается зло?

III.3. «Поднебесные духи злобы» не правят в небесах, но низвергнуты оттуда.

IV.4. Манихеи ложно интерпретируют понятие «власть тьмы», взятое из Свящ. Писания.

V.5. Борьба христианина есть борьба внутренняя.

VI.6. Необходимо прежде всего подчинить тело.

VII.7. Подчинение тела достигается подчинением себя Богу.

8. Страдания праведников и правосудие Божие.

VIII.9. Бог есть Промыслитель.

IX.10. Служение Богу приятно.

X.11. Сын Божий воспринял нашу слабость, отделявшую нас от Бога.

XI.12. Тайна Боговоплощения не должна быть соблазном.

XII.13. Упование жизни вечной во Христе вдохновляет весь мир.

ХIII.14. Вера и добродетель побеждают диавола.

Часть II. Правило веры

Вера во Св. Троицу

15. Вера сохраняется в Церкви.

XIV.16. Бог един в трех Лицах. Заблуждение Савеллия.

XVI.17. Единство Св. Троицы. Заблуждение тритеизма.

XVI.18. Равенство Лиц Св. Троицы. Заблуждение арианства.

Иисус Христос – Бог и человек.

XVII.19. Иисус Христос – Истинный Сын Божий. Заблуждение Фотина.

ХIII.20. Сын Божий воспринял подлинное человечество. Заблуждение манихейства.

XIX.21. Христом были восприняты дух, душа и тело человека. Заблуждение Аполлинария.

XX.22. Единство Бога и человека во Христе носит сущностный, а не моральный характер. Против адопционизма.

XXI.23. Во Христе Сын Божий воспринял всего человека, а не только плоть.

XXII.24. Христос подлинно родился от жены. Против докетов.

Иисус Христос – Искупитель

XXIII.25. Пострадавший Сын Божий есть Истинный Бог.

XXIV.26. Истинность телесного воскресения Христова.

XXV.27. Истинность телесного вознесения Христова.

XXVI.28. Значение слов о сидении Христа одесную Отца.

XXVII.29. Будет день Суда.

XXVIII.30. О Святом Духе. Заблуждение монтанизма и манихейства.

XXIX.31. Всемирность Церкви. Заблуждение донатизма.

XXX.32. Единство Церкви. Заблуждение луцифериан.

XXXI.33. Сакраментальная власть Церкви. Заблуждение новациан.

ХХХН.34. Будет телесное воскресение мертвых.

XXXIII.35. Любовью побеждается дух зла.

Рукописи и переводы трактата

Уже само название произведения De agone christiano («О христианской борьбе»), равно как и его авторство способствовало его известности и популярности в течение последующих столетий христианской истории. Текст трактата сохранился относительно хорошо. Существует более десяти рукописей, восходящих к первому тысячелетию. Первые печатные издания появляются уже в XV веке. Трактат публикуется как отдельно, так и в составе знаменитых изданий собрания сочинений Августина XVI века. В издании Эразма Роттердамского (Базель, 1528 г.), а также в лейвенском издании (Антверпен, 1577 г.) трактат находится в 3-м томе. Следует особо отметить публикацию «О христианской борьбе» в издании мавристов (Edido Maurinorum. Париж, 1686 г.), где используется более двадцати различных рукописных источников. Это издание со значительными исправлениями было переиздано братьями Гом (Gaume fratres) в Париже в 1836–1839 г., а затем перепечатано практически без изменений Ж.-П. Минем в 40-м томе латинской серии его знаменитой «Патрологии» (PL. Т. 40. Соl. 289–310) в Париже в 1841–1812 гг. В основе большинства современных переводов De agone christiano лежит венское критическое издание, подготовленное в 1900 И. Зиха (J. Zycha) в серии CSEL (Vol. 41. Р. 101–138). Испанский перевод трактата вышел в 1715 г., французский – в 1822 г., английский – в 1947 г., а немецкий – лишь в 1948 г. На русский язык De agone christiano переводится впервые14.

Список сокращений 

РL Раlоgiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1841–1864.

CSEL Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1866-.

CPL Clavis Patrum Latinorum Ed. E. Dekkers. Brepols, 1961.

NBA Nuova Biblioteca Agostiniana. Roma, 1965-.

Библиография издания 

ИЗДАНИЯ

Augustinus. De agone christiano lid. Zell U. Koln, 1470.

Augustinus. De agone christiano Ed. GymnicusJ. Koln, 1528.

Augustinus. Opera Omnia. Paris, 1679. T. 6. P. 245–262.

PL. T. 40 Ed. J.-P. Migne. Paris, 1841–1842. Col. 289–310.

CSEL. Vol. 41 Ed. J. Zycha. Wien, 1900. P. 101–138.

Sant’Agostino. II combattimento cristiano // Sant'Agostino. Opere. Morale e ascetismo cristiano. NBA. Vol. VII2. Roma, 2001.

ПЕРЕВОДЫ

Английский:

Russel R. The Christian Combat // Fathers of the Church. Saint Augustine. New-York, 1947.

Испанский:

Cillcruelo L. El combate cristiano. Madrid, 1954. P. 475–525.

Итальянский:

Manca L. II combattimento cristiano // Piccola Biblioteca Agostiniana. Roma, 1986.

Idem. II combattimento cristiano // Sant'Agostino. Opere. Morale e ascetismo cristiano. NBA. Vol. VII2. Roma, 2001. P. 51–126.

Немецкий:

Регl С.J. Der christliche Kampf. Wien, 1948.

Habitzki A. Aurelius Augustinus, Der christliche Kampf und die christliche Lebensweise. Wurzburg, 1961.

Французский:

De Castelmoron B. Le combat chretien. Marseille, 1738.

Roland-Gosselin B. Le combat chretien // Oeuvres de saint Augustin. La morale chretienne (I). Bibliotheque Augustinienne. Paris, 1949. Vol. 1. P. 369–435; P. 524–525 (notes).

ИССЛЕДОВАНИЯ

Alici L. De agone christiano. Interiorizzazione del confliiLo // Fede e Vita. Lectio Augustini XVIII. Settimana Agostiniana Pavese (2002). Roma. 2004. P. 35–55.

Bardy G. Le De “haeresibus” et ses sources // MSCA 2 (1931). P. 397–416.

Brown P. Religione e societa nell'etadi Sant’Agostino. Torino, 1975.

Bourguignon P., Wenner F.R. Combat spirituel // Dictionnaire de spiritualite. Vol. II. Paris, 1953. Col. 1135–1142.

Capanaga V. Agustin de Hipona Maestro de la conversion cristianä // Obras de San Agustin. T. I. Madrid, 1974.

D'ales A. Le “De agone cristiano» // Grigorianum II (1930). P. 131–145.

HabitZki A. Aurelius Augustinus, Der christliche Kampfund die christliche Lebensweise. Wurzburg, 1961. S. IX-XXIX.

La Bonnardiere A.-M. Le combat chretien. Exegese auguslimenne d’Eph. 6, 12 // Etudes Augustinicnnes 11 (1965). P. 235–238.

Machado N.M. Maria no tratado De agone christiano de S.Agostinho. Diss. Roma. Fac. teol. Marianum, 196061.

Manca L. II combattimento cristiano. Introduzione // Sant’Agostino. Opere. Morale e ascetismo cristiano. NBA. Vol. VII2. Roma, 2001. P. 53–74.

Reta J.O. El combate cristiano, segun San Agustin // Atti del congresso internazionale su S. Agostino nel XVI centenario clella conversione. Roma. 1987. P. 103–122.

Roland-Gosselin B. Le combat chretien selon Saint Augustin // Vie spirituelle 24 (1930). P. 71–94.

Sagues Remon J. El educator de la fe en las obras catequeticas de san Agustin. I. Personalidad del catequista. II. La catequesis del “De agone cristiano” // Augustinus 15 (1970). P. 35–55, 169–186.

Trape A. Sant’Agostino e la catechesï teoria e prassi // Ed. S. Felici. Valori attuali della catechesi patristica. Roma. P. 117–125.

Van Bavel T. L'humanite du Christ comme “Iac parvulorum” et comme “via” dans la spiritualite de Saint Augustin // Augustiniana 7 (1957). P. 245–281.

Van der Meer F. Sant’Agostino pastore d’anime. Roma, 1971.

Vattioni F. S. Agostino e la civilta punica // Augustinianum 8 (1986). P. 134–467.

 

диакон Августин Соколовски

 

* * *

1

1Кор.15:50.

2

1Кор.15:53.

3

Августин. Retrationes, 2.3.

4

Так, А. Цумкеллер полагает, что в основе трактата лежит одна или, может быть, две проповеди, произнесенные Августином на пуническом языке для готовящихся ко крещению, ср.: Zumkeller A. Der Christliche Kampf und Einfuhrung // Hfbitzki А. Аurelius Augustinus. Der Christliche Kampf und die Christliche Lebensweise. Warsburg. 1961. S. XVI.

5

Ср.: D’Ales A. De agone cristiano // Grigorianum 11 (1930). P. 132–133.

6

Ср.: Оroz Reta J. El kombate cristiano, segun san Agustin // Соngresso internazionale su S. Agustino nel XVI сеntenario dtlla cjbversione. Vol. III. Roma 1987. P. 103.

7

Ср.: Августин. Strmo 64. 4: Аgon latine certamen est.

8

Alici L. De agone christiano. Interiorizzazione del conflitto // Fede e Vita. Lectio Augustini XVIII. Settimana Agostiniana Pavese (2002). Roma, 2004. Р. 40; Frend W.H.C. The Donatist Church. Oxford, 1952. Р.219–223.

9

В начале 397 года донатистские епископы Фелициан и Претестат, отлученные в 394 году донатнстским собором в Багаи, были вновь приняты в «донатистское общение». В De agone christiano Августин обращается к теме разделений внутри донатизма, но ничего не упоминает об этом случае с епископами. По-видимому, трактат был написан Августином до этого, то есть в 396 году. Ср.: Zumkeller A. Der Christliche Kampf. S. XV.

10

Подробнее об этом см.: Burns J. P. The Development of Augustinés Dilemma Grace. Paris. 1980. Р. 17–51; Creswell D.R. St. Augustinés Dilemma. Grace and Eternal Law in the Major Works of Augustine of Hippo. N-Y., 1997. Р. 13–89; Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999. С. 115–151; Фокин А. Р. Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в спасении (по сочинениям 386–397 гг.) // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. М., 2005. С. 8–40; Соколовски А. Р. Блаженный Августин как матрица всех заключений в богословии Корнелия Янсениуса// Церковь и время, 1 (42)2008. С. 138–155.

11

Тропарь Святителю Николаго и общий святителям.

12

Ср.: Alici L. De agone christiano. Р. 39. См. также фундаментальное исследование: Eichenseer C. Das Symbolus Apostolicum beim Heiligen Augustinus, mit Berucksichtingung des dogmengechsichtlichen Zumammenhangs. St. Ottilen, 1960.

13

Д’Алес называет трактат «О христианской борьбе» «Энхи- ридионом» для простого народа. Ср.: 1)D’Ales А. Р. 144.

14

Подробнее о рукописях, изданиях и переводах трактата «О Христианской борьбе» см.: Zumkeller S. XVI-XVII.


Источник: Перевод с латыни и примечания - диакон Августин Соколовски. Перевод выполнен по венскому изданию: CSEL. Vol.41. Ed. J. Zycha Wien. 1900. P. 101-138. В сносках дается перевод основных разночтении, приводимых в «Патрологии» Ж.-П. Миня (PL. Т. 40. Соl. 289-310).


Просмотров: 502


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Содержание

По описанию (Google) - Содержание / О Христианской борьбе / блаженный Аврелий Августин / Трактат «О христианской борьбе» является одним из небольших произведений блаженного Августина, написанных, по словам самого автора, для простых христиан, «не владеющих латинским красноречием» (лат. in eloquio latino inerudilis). Чтобы предельно облегчить читателям понимание, Августин пишет свой трактат простым (лат. humili sermone), кратким и ясным языком. Трактат «О христианской борьбе» отличается от прочих произведений Августина как по объему, так и по способу богословского рассуждения и аргументации. Возможно, в основе трактата лежат проповеди, произнесенные Августином во время пастырских поездок4 . Уровень образованности в Северной Африке того времени был весьма невысок, а владение латынью ограничивалось городами и торговыми центрами5 . На латыни не говорили и в отдаленных уголках небольшой епархии Августина, центр которой находился в г. Гиппоне (лат. Hippo Regius). Бедность превращала существование многих христиан в борьбу за выживание, а принятие христианства часто было вынужденным следованием религиозному выбору местного господина6 . Нередко священники и даже епископы были интеллектуально не подготовлены к пастырскому служению. Обобщая, можно сказать, что трактат «О христианской борьбе» написан Августином для тех людей из своей паствы, кто, в силу материальных, духовных или иных причин, был «крещен, но не просвещен».

По названию (Yandex) - Содержание

По описанию (Yandex) - Содержание / О Христианской борьбе / блаженный Аврелий Августин / Трактат «О христианской борьбе» является одним из небольших произведений блаженного Августина, написанных, по словам самого автора, для простых христиан, «не владеющих латинским красноречием» (лат. in eloquio latino inerudilis). Чтобы предельно облегчить читателям понимание, Августин пишет свой трактат простым (лат. humili sermone), кратким и ясным языком. Трактат «О христианской борьбе» отличается от прочих произведений Августина как по объему, так и по способу богословского рассуждения и аргументации. Возможно, в основе трактата лежат проповеди, произнесенные Августином во время пастырских поездок4 . Уровень образованности в Северной Африке того времени был весьма невысок, а владение латынью ограничивалось городами и торговыми центрами5 . На латыни не говорили и в отдаленных уголках небольшой епархии Августина, центр которой находился в г. Гиппоне (лат. Hippo Regius). Бедность превращала существование многих христиан в борьбу за выживание, а принятие христианства часто было вынужденным следованием религиозному выбору местного господина6 . Нередко священники и даже епископы были интеллектуально не подготовлены к пастырскому служению. Обобщая, можно сказать, что трактат «О христианской борьбе» написан Августином для тех людей из своей паствы, кто, в силу материальных, духовных или иных причин, был «крещен, но не просвещен».

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2023-10-01 00:00:00

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



как угодить Богу:


о Боге и Его Церкви...