Часть I. Заповеди жизни
Часть I. Заповеди жизни / О Христианской борьбе / блаженный Аврелий Августин / I.1. Христианин, воодушевляемый примером Христовым, борется со злом. II.2. Каким образом побеждается зло? III.3. «Поднебесные духи злобы» не правят в небесах, но низвергнуты оттуда. IV.4. Манихеи ложно интерпретируют понятие «власть тьмы», взятое из Свящ. Писания. V.5. Борьба христианина есть борьба внутренняя. VI.6. Необходимо прежде всего подчинить тело. VII.7. Подчинение тела достигается подчинением себя Богу. 8. Страдания праведников и правосудие Божие. VIII.9. Бог есть Промыслитель. IX.10. Служение Богу приятно. X.11. Сын Божий воспринял нашу слабость, отделявшую нас от Бога. XI.12. Тайна Боговоплощения не должна быть соблазном. XII.13. Упование жизни вечной во Христе вдохновляет весь мир. ХIII.14. Вера и добродетель побеждают диавола.
Глава I
Христианин, воодушевляемый примером Христовым, борется со злом
1. Венец победы обещан только тем, кто сражается. В Священных же Писаниях мы постоянно находим обетование венца в случае нашей победы. И чтобы не утруждать себя многими свидетельствами, приведем весьма ясное свидетельство апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение свершил. веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды» (2Тим 4:7–8)15 . Но необходимо знать, кто тот противник, победив которого, мы будем увенчаны. Это тот, кого первым победил Господь наш, чтобы и мы, пребывая в Нем, победили. Ибо Сила и Премудрость Божия, Слово, Которым создано все16 , будучи Единородным Сыном Божиим, неизменно пребывает превыше всякого творения. Если же и не согрешившее творение ему подчиняется, то насколько более подчинено ему всякое творение грешное? И если все святые ангелы Ему подчиняются, то тем более подчинены Ему ангелы преступившие, глава которых – диавол17 . И так как диавол обманул нашу природу, то Сам Единородный Сын Божий соблаговолил эту самую нашу природу воспринять, чтобы ею самой был побежден диавол, и бывший всегда под Его властью, стал теперь под властью нашей. Именно это Он имеет в виду говоря: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31). Не так, чтобы диавол был изгнан из мира сего, как то полагают еретики, но изгнан из душ тех, кто прилепляется слову Божию и не любит мир, князем которого он является. Ибо диавол господствует над теми, кто любит временные блага, находящиеся в видимом мире18 ; не так, чтобы он сам являлся повелителем мира сего, но князем тех вожделений, которыми [люди] вожделеют всего преходящего; так, что ему преданы те, кто пренебрегают вечным Богом и любят непрочное и переменчивое: «Ибо корень всех зол есть алчность (cupiditas)19 , которой предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим 6:10). Чрез это вожделение диавол царствует в человеке и удерживает его сердце. Таковы все те, кто любит этот мир. Диавол изгоняется вон, когда от всего сердца отрекаются от мира. Ибо именно так отрекаются от диавола, князя мира сего, отрекаясь от его соблазнов, от его роскоши и его ангелов. Поэтому и Сам Господь, носящий уже побеждающее человеческое естество, говорит: «Знайте, что Я победил мир» (Ин.16:33).
Глава II
Каким образом побеждается зло?
2. Многие скажут: «Как же мы можем победить диавола, которого не видим?» Но мы имеем Учителя, Который соблаговолил показать нам, как побеждаются невидимые враги. Именно о Нем говорит апостол: "Совлекшись плоти (exucns se carne), верно подверг позору начальства и власти, восторжествовав над ними Собою» (Кол 2:15)20 . Ибо там побеждаются враждебные нам невидимые власти, где побеждаются невидимые страсти. И если мы в нас самих побеждаем вожделения к вещам временным, то необходимо побеждаем и того, кто чрез эти вожделения царствует в человеке21 . Ведь когда диаволу было сказано: «будешь есть прах», то сказано было и грешнику: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3:14, 19). В пищу диаволу дан грешник. Мы не будем прахом, если не захотим быть пищей змея. Ведь подобно тому, как употребляемое нами в пищу мы превращаем в наше тело, так что пища перерабатывается в то, чем мы телесно являемся, так и чрез дурные нравы, посредством злобы, гордости и нечестия каждый делается тем, что есть диавол, то есть подобным ему, и подчиняется ему подобно тому, как наше тело подчинено нам. Это и имеется в виду под словами «быть пищей змея». Итак, каждый, кто боится "огня, уготованного диаволу и ангелам его» (Мф.25:41), пусть приложит усилия, чтобы победить его в себе самом. Ибо нападающих на нас извне мы побеждаем внутренне, побеждая похоти, чрез которые они властвуют над нами. Подобных же себе они вместе с собою увлекают в муки.
Глава III
«Поднебесные духи злобы» не правят в небесах, но низвергнуты оттуда
3. Так и апостол говорит, что в самом себе он борется против внешних сил. Говорит он так: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей мира сего, против правителей сей тьмы, против духов злобы на небесах" (Еф.6:12)23 . Ведь небом называют и этот воздух, где ветры и облака, бури и вихри, как об этом часто говорит само Писание: «возгремел с неба Господь" (Пс.17:14)24 ; или же: «птицы небесные» (Пс.8:9; Мф 6:26)25 , поскольку очевидно, что птицы летают по воздуху. И мы по такой же привычке называем это воздушное пространство небом. Ведь когда мы узнаем о ясной или пасмурной погоде, то иногда спрашиваем, «как погода?», а иногда «каково небо?». Я говорю об этом для того, чтобы никто не подумал, будто злые демоны обитают там, где Бог утвердил солнце, луну и звезды. Если Апостол называет демонов "духами» (Еф.6:12), то это потому, что в Писаниях26 и злые ангелы называются духами. Он же называет их "правителями сей тьмы" (там же)27, поскольку называет тьмой грешных людей, над которыми они господствуют. Так, в другом месте он говорит: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» (Еф.5:8), ибо из грешников были оправданы28 . Итак, да не подумаем, что диавол и его ангелы обитают на верхнем небе, откуда, как мы веруем, они ниспали29.
Глава IV
Манихеи ложно интерпретируют понятие «власть тьмы», взятое из Свящ. Писания
4. Именно так заблуждаются манихеи30 , утверждающие, что пред сотворением мира существовал род тьмы (gens tenebrarum), который восстал против Бога. Несчастные верят, что в этой войне всемогущий Бог смог защитить Себя не иначе, как выслав против него часть Себя. Властители этого рода, как они утверждают, поглотили часть Бога, и успокоились, получив при этом возможность создать мир. Так, говорят они, Бог достиг победы с большими потерями, страданиями и несчастьями Своих членов, которые, как они утверждают, смешались с мрачными внутренностями тех властителей, чтобы сдерживать их и укрощать их бешенство. Они не понимают, насколько нечестива их секта, побуждающая их верить, что Всемогущий Бог противоборствует тьме не посредством созданного Им творения, а самой Своей природой, о чем и думать-то преступно.
Но это еще не все. Ведь побежденные, они сделались лучшими, поскольку их бешенство было укрощено, природа же Бога, которая победила, сделалась весьма несчастной. Они говорят, что чрез смешение она утратила свой разум и блаженство, оказалась вовлечена в тяжкие потери и ошибки. Но даже если бы они утверждали, что некогда она полностью будет очищена, то все равно произнесли бы великое нечестие против Всемогущего Бога, часть Которого была бы столько времени подвержена блужданиям и наказаниям без какой-либо вины прегрешения. Теперь же несчастные дерзают утверждать, что вся она не может быть очищена, и та часть, что не может быть очищена, ведется в узы, вовлекается и приковывается к гробнице злобы. Там всегда бедствует та часть Бога, что ничем не погрешила, там страдает она в вечной темнице мрака.
Они говорят это, чтобы обмануть простые души. Но кто настолько прост, чтобы не заметить, что нечестиво утверждать, будто Всемогущий Бог был по необходимости вынужден отдать Свою невинную и благую часть на покрытие столькими увечьями и на осквернение такой нечистотой, и не может освободить ее всю; и ту часть, которую не может освободить, связал вечными узами. Кто не испытает отвращения перед этим? Кто не поймет, что это нечестиво и преступно? Но они. когда хотят уловить людей, не говорят об этом вначале; ибо если бы сказали, то были бы всеми осмеяны, и все бы их избегали. Они выбирают главы Свящ. Писания, непонятные для людей простых, и ими обманывают неопытные души, спрашивая, откуда зло. Так они поступают и с текстом, написанным апостолом, о «правителях сей тьмы, духах злобы на небесах» (Еф.6:12). Обманщики находят и спрашивают человека, не понимающего Божественные Писания, откуда в небесах правители тьмы; и поскольку ответить он не может, то завлекается ими чрез любопытство, ибо всякая невежественная душа любопытна. Тот же, кто хорошо научен кафолической вере, укреплен добрыми нравами и истинным благочестием, сможет им ответить, даже если не знаком с их ересью. Ибо невозможно обмануть того, кто знает то, что относится к христианской вере, называемой кафолической, распространенной по все земле и оберегаемой Господом против всех нечестивцев, грешников и небрежения своих.
Глава V
Борьба христианина есть борьба внутренняя
5. Итак, поскольку мы говорили, что, по словам апостола Павла, наша брань – против правителей сей тьмы, против духов злобы небесных, и доказали, что небом называется воздушная область, близкая к земле, следует верить, что мы боремся против диавола и ангелов его, радующихся нашему расстройству. Ибо и апостол в другом месте называет диавола "князем власти воздуха сего» (Еф.2:2)31 . Хотя место, где он говорит о «духах злобы на небесах» (Еф.6:12), может быть понято иначе, в том смысле, что он не о падших ангелах сказал, как об обитающих на небесах, но скорее о нас, о которых он говорит в другом месте: «Наше жительство – на небесах» (Флп.3:20), дабы мы, утвердившись на небесах, то есть, шествуя [туда] в духовных заповедях Божиих, враждовали против духов злобы, старающихся низвергнуть нас оттуда. Поэтому, следует скорее искать, каким образом мы можем бороться и побеждать тех, кого мы не видим, чтобы неразумные не предположили, что мы должны бороться с воздухом.
Глава VI
Необходимо прежде всего подчинить тело
6. Так, сам Апостол учит нас, говоря: «Я бьюсь не так, будто бьюсь с воздухом; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:26–27)32 . И далее он говорит: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1). Поэтому необходимо понять, что апостол в самом себе восторжествовал над властями мира сего, как он это сказал о Господе (ср.: Кол.2:15), подражателем Которого он себя исповедует. Итак, будем подражать ему и мы, как он призывает нас, и будем усмирять тело наше, и порабощать его, если желаем победить мир. Ибо посредством своих беззаконных удовольствий, роскоши и губительного любопытства мир может господствовать над нами, то есть посредством вещей, что губительным удовольствием привлекают любителей вещей временных и принуждают их служить диаволу и его ангелам; если от всего этого мы отречемся, то поработим наше тело.
Глава VII
Подчинение тела достигается подчинением себя Богу
7. А если кто спросит, каким образом мы можем подчинить свое тело, то это легко и понять, и сделать, если сперва мы подчиним себя Богу по доброй воле и искренней любви. Ибо все творение волей-неволей подчинено единому Богу и Господу. Поэтому мы и призываемся к тому, чтобы всей нашей волей служить Господу Богу нашему. И как праведник служит Ему добровольно, так неправедный служит невольно. Все же вместе служат Промыслу Божию. Одни послушны [ему] как сыны и совершают вместе с ним добро, а другие связываются [им] как рабы, дабы исполнилась справедливость. Всемогущий Бог, Господь всего творения, сотворивший все, как написано, «хорошо весьма» (Быт.1:31), так его устроил, чтобы произвести благо и от добрых, и от злых. Ибо все, что происходит по справедливости, есть благо. По справедливости добрые блаженны, и по справедливости злые терпят наказания. Итак, и от добрых, и от злых Бог устроил благо, ибо устроил все справедливо. Добрые суть те, кто всею своей волею служат Богу, злые же служат по необходимости, ведь никто не избежит законов Всемогущего. Но одно – делать, что повелевает закон, а другое – испытывать на себе его повеления. Вот почему добрые по закону поступают, а злые по закону страдают33.
Страдания праведников и правосудие Божие
8. Да не смущает нас, что праведные в этой жизни переносят множество страданий и болезней по плоти, в которую облечены. Ибо не претерпевают никакого зла те, кто уже могут произнести то, что воспевает духовный человек и проповедует апостол, говоря: «Хвалимся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда35 , а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши. Духом Святым, данным нам» (Рим.5:3–5). Итак, если в этой жизни, полной превратностей, добрые и праведные мужи, претерпевая такое, могут не только переносить это в спокойствии духа, но и хвалиться любовью Божией, то что следует мыслить о той жизни, что нам обещана, где со стороны тела мы не будем испытывать никакого затруднения? Ибо тела праведных воскреснут не для того же, для чего воскреснут тела нечестивых. Как написано: «Все воскреснем, но не все изменимся» (1Кор.15:51)36 . И дабы кто-нибудь не подумал, что изменение обещано не праведным, а скорее беззаконным, понимая это как наказание, апостол продолжает и говорит: «И мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52). Существование злых определено таким образом, что каждый из них вредит самому себе, а все вредят всем. Ибо они желают того, что любить вредно и что с легкостью может быть у них отнято; и это они отнимают друг у друга, пребывая в состоянии взаимной борьбы37 . Отсюда те, у кого отняты временные блага, страдают, потому что любят их; а те, кто их отнимает, радуется. Но подобная радость есть слепота и великое несчастье: она еще более связывает душу и влечет ее к еще большим бедствиям. Ведь радуется и рыба, глотая наживку и не видя крючка. Как только рыбак начинает тянуть удочку внутренности ее разрываются, а от всей этой радости из-за пищи, вызвавшей радость, наступает смерть. Так бывает со всеми, кто считает себя счастливым по причине временных благ. Они попались на крючок, с которым повсюду блуждают. Наступит время, когда они почувствуют, сколь великие мучения они проглотили вместе с алчностью. Но [злые] ни в чем не могут повредить добрым, потому что отнимают у них то, чего те не любят. Ибо то, что они любят и в чем они счастливы, отнять у них никто не может. Телесные страдания с силой (miserabiliter) сокрушают души злых, добрых же весьма очищают. Так выходит, что и злой человек, и злой ангел служат Божественному промыслу. Но они не знают о том благе, которое Бог через них производит. Потому они получают воздаяние не за свою службу, а за совершенные злодеяния.
Глава VIII
Бог Промыслитель
9. Подобно тому, как души, обладающие стремлением творить зло и способностью мыслить, находятся под управлением Божественных законов, дабы никто не пострадал от несправедливости, так и все одушевленные и телесные существа, по роду своему и по порядку, подчиняются законам Божественного промысла и управляются ими. Потому и Господь говорит: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф.10:29). Он говорит это, желая показать, что даже почитаемое людьми наиболее презренным управляется Божественным всемогуществом. Так «птицы небесные» Им "питаются, и лилии полевые Им одеваются» (Мф.6:26), по словам самой Истины, говорящей, что и "волосы на главе нашей сочтены" (Мф.10:30). Но так как Сам Бог заботится о чистых разумных душах, будь то в лучших и великих ангелах, или в людях, служащих Ему всей своей волей, и посредством их всем управляет, то истинно было сказано Апостолом: «Не о волах печется Бог» (1Кор.9:9)39 . Действительно, в Священных Писаниях Бог учит людей, каким образом должны они обходиться с людьми и служить Ему. Каким образом обходиться со своей скотиной, т. е. как сохранить в целости свои стада, они знают сами по обычаю, опыту и природному разуму; все это получили они из великих творений своего Творца. И кто способен уразуметь, каким образом Создатель всего творения, Бог, управляет им посредством святых душ, служащих Ему на небесах и на земле, ибо и сами святые души Им созданы, и занимают первенствующее положение в Его творении, итак, – кто способен уразуметь это, да уразумеет и да «войдет в радость Господа своего» (Мф.25:21).
Глава IX
Служение Богу приятно
10. Если мы не способны на это, пока, «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2Кор.5:6), то вкусим хотя бы как благ Господь» (Пс.33:9), ибо Он «дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:22), дабы в Нем вкусили мы Его сладость и возжелали Сам Источник жизни, чтобы в трезвом опьянении (sobria ebrietate) им напиться и в него погрузиться, «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет»42 (Пс.1:3). Ибо Дух Святой говорит: «Сыны человеческие в покрове крыл Твоих будут надеяться, напьются от обилия дома Твоего и из потока сладостей Твоих Ты напоишь их» (Пс.35:8–10)43. Такое опьянение не помрачает духа, но возносит его горе и дарует забвение всего земного. О, если бы и мы могли сказать в полноте чувства: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2).
Глава X
Сын Божий воспринял нашу слабость, отделявшую нас от Бога
11. Если же из-за душевных недугов, приключившихся по причине любви к миру сему мы не способны вкусить, как благ Господь, будем верить Божественному авторитету, явленному в Священных Писаниях о Его Сыне, «Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим.1:3), как говорит Апостол. Ибо «все чрез Него начало быть, – как написано в Евангелии, – и без Него ничто не начало быть» (Ин.1:3). Он умилосердился над нашей слабостью, приключившейся с нами не делом [рук] Его, а по нашей воле. Ибо «Бог создал человека нетленным» (incxterminabilem, Прем.2:23)44 и наделил его свободной волей. Ведь он не был бы совершенен, если бы служил заповедям Божиим по необходимости, а не по воле. То, чего не хотят понять оставившие кафолическую веру и хотящие называться христианами, как я полагаю, просто для понимания. Ибо если они с нами признают, что природа паша исцеляется не иначе, как совершением добра, пусть признают, что заболевает она не иначе, как совершением греха45 . Не должно думать, что наша душа есть Бог, ибо если бы это было так, то ни по своей воле, ни по необходимости она не смогла бы подвергнуться порче; ведь Бог совершенно неизменен, что непонятно для тех, кто в духе соперничества, зависти и суетной славы любят говорить о том, чего не знают, но понятно тем, кто в христианском смирении «в благости мыслят о Господе и в простоте сердца ищут "Его" (Прем.1:1). Итак, эту нашу слабость воспринять соблаговолил Сын Божий, «и Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин.1:14). Не потому, что Его вечность изменилась, а потому что изменчивым человеческим очам Оно явило изменчивое творение, которое Оно восприняло в неизменном величии.
Глава XI
Тайна Боговоплощения не должна быть соблазном
12. Но есть глупцы, которые говорят: «Не могла ли Премудрость Божия освободить человека иначе, как восприняв на Себя47 , родившись от жены и перенеся все страдания от грешников?» Наш ответ таков: Конечно, могла, но если бы и поступила иначе, то и это не понравилась бы вашему тупоумию. Если бы Она не явилась пред очами грешников, то. конечно же, Ее вечный свет, видимый внутренними очами, не мог бы быть виден падшим разумом. Теперь же, соблаговолив преподать нам наставление видимым образом, чтобы приготовить к восприятию вещей невидимых, Он раздражает алчных тем, что не имел тела из золота, раздражает невоздержных тем, что родился от жены (ибо невоздержные ненавидят женщин за зачатие и рождение), раздражает гордых, ибо терпеливо перенес оскорбления, раздражает изнеженных, ибо распят, раздражает робких, ибо умер. Но чтобы не создать впечатление, что они защищают свои пороки, они утверждают, что недовольны не тем, что это относится к человеку, но к Сыну Божию. Они не понимают, что есть Божественная вечность, воспринявшая человека, а что есть человеческая тварь, призванная из [всей] своей изменчивости в первозданную мощь, чтобы мы научились, наученные Самим Господом, что немощи, приобретенные во грехе, могут быть исцелены праведной жизнью. Действительно, Он показал нам, до какой слабости дошел человек по своей вине, и от какой слабости освобождается он Божественной помощью. Вот почему Сын Божий воспринял человека и в нем претерпел человеческое48. Это врачевство человеков столь велико, сколь невозможно и помыслить. Ибо как еще исцелить гордыню, если не смирением Сына Божия49 ? Как еще исцелить жадность, если не бедностью Сына Божия? Как еще исцелить гневливость, если не терпением Сына Божия? Как еще исцелить нечестие, если не любовью Сына Божия? И наконец, как еще исцелить страх, если не телесным воскресением50? Да воспрянет в надежде род человеческий и да познает свою природу, да увидит, сколь высокое место занимает он среди творений Божиих. Не презирайте самих себя, мужи: Сын Божий мужа воспринял. Не презирайте самих себя, жены: Сын Божий от жены родился. Однако не любите плотское, ибо в Сыне Божием мы не суть ни мужеский пол, ни женский. Не любите временное, ведь если бы добром было любить это, любил бы его человек, воспринятый Сыном Божиим. Не бойтесь оскорблений, креста и смерти, ведь если бы могло это повредить человеку, этого не претерпел бы человек, воспринятый Сыном Божиим. Все это благовестие (hortatio), уже повсюду проповедуемое, повсюду почитаемое, исцеляющее всякую послушную душу, не распространилось бы в человеческом обществе (in rebus humanis), если бы не осуществилось все то, что [столь] не нравится этим худшим из безумцев. Кому еще из людей соизволит подражать порочная суетность, чтобы придти к пониманию добродетели, если стыдится и краснеет она подражать тому, о Ком прежде рождения было сказано: «наречется Сыном Всевышнего» (Лк.1:32), и о Ком ныне все народы возвещают, что Он – Сын Всевышнего. Отрицать этого никто не в силах. Если мы многое мыслим о самих себе, да соблаговолим подражать Тому, Кто именуется Сыном Всевышнего. Если мы мыслим о себе немногое, да дерзнем подражать рыбакам и мытарям, подражавшим Ему. О, врачевство, всем полезное, всякое воспаление снимающее, всякую немощь укрепляющее, всякое излишество отсекающее, все необходимое сохраняющее, все развращенное исправляющее! Кто еще восстанет против Сына Божия? Кто придет в отчаяние, когда Сын Божий за нас восхотел смириться? Кто назовет блаженством то, что презирать нас научил Божий Сын? Каким превратностям уступит тот, кто верит, что в Сыне Божием природа человеческая устояла против таких преследований? Кто помыслит, что Царство Божие для него закрыто, зная, что Сыну Божию последовали (imitatos esse) мытари и блудницы (ср.: Мф.21:31)? От какого злодейства не будет храним тот, кто созерцает, любит и последует сказанному и совершенному тем человеком, в Котором Сын Божий даровал нам пример жизни51 ?
Глава XII
Упование жизни вечной во Христе вдохновляет весь мир
13. Отныне и мужи и жены, всякий возраст и всякое достоинство века сего приведены в движение надеждой жизни вечной. Одни, оставив временные блага, устремляются к благам Божественным. Другие преклоняются пред их добродетелями и восхваляют то, чему подражать не смеют. Немногие же и доныне ропщут, движимые суетной злобой, из тех ли, что ищут в Церкви свой интерес, лишь по видимости принадлежа к ней, из еретиков ли, пользующихся именем Христовым для собственной славы, из иудеев ли, желающих оправдать грех своего нечестия, или же язычников, боящихся лишиться суетной возможности любопытства52 . Но кафолическая Церковь, широко распространившись по всему лицу земли, с самых первых времен отражала их нападения, все более и более укрепляясь не в сопротивлении, но в терпении. Ныне же она верою осмеивает их коварные вопросы, заботливо на них возражает и разумно опровергает. Церковь не обращает внимания на обвиняющих ее за плевелы, ведь она тщательно и внимательно различает время посева, время жатвы и время хранения53 . Тех же, кто клевещет на ее пшеницу, если [они делают это] по ошибке, Церковь исправляет, а если по зависти – то считает их за терния и волчцы.
Глава XIII
Вера и добродетель побеждают диавола
14. Подчиним же души наши Богу, если желаем поработить наши тела и победить диавола. Вера первой подчиняет душу Богу, затем следуют заповеди жизни, соблюдением которых укрепляется наша надежда, питается любовь и начинает становиться ясным то, во что прежде только верилось. Поскольку созерцание и делание делают человека блаженным, и как в созерцании необходимо хранить себя от заблуждения, так и в делании – от греха. Заблуждается тот, кто считает себя способным познать истину, продолжая жить нечестиво. А нечестие – это любить мир сей и почитать великим то, что возникает и исчезает, вожделеть и трудиться ради приобретения этого, радоваться при его изобилии, бояться его потери и сокрушаться при его исчезновении. При такой жизни невозможно узреть чистую, подлинную и неизменную Истину, прилепляться к ней и никогда более не изменяться. Поэтому, прежде чем ум наш (mens nostra) не очистится, мы должны верить тому, что понять мы еще не способны, ибо истинно сказанное пророком: "Если:" не уверуете, то не уразумеете" (Ис.7:9)54 .
* * *
Здесь и далее цитаты из Свящ. Писания по возможности приближены к Синодальному переводу. Если разночтения между текстом Августина и Синодальным переводом достаточно большие, последний помещается в сноске. В случае неточной цитаты она маркируется словом ср. Названия частей и глав не содержатся в оригинальном тексте и вставлены издателями.
В трактате «О христианской борьбе» блаженный Августин подробно развивает учение о силах зла, о борьбе с ними и победе над ними. Богословское размышление этого отца Церкви легло в основу последующего понимания западной Церковью зла, диавола и падших ангелов. О духовной природе диавола блаженный Августин особенно подробно рассуждает в произведении «О граде Божием» (X. 19). Здесь же он останавливается на проблематике грехопадения ангелов, ставших демонами. Диавол, отступлением своим от Бога обрекший себя на вечные муки, также служит доказательством первоначального блага творения Божия. Ср.: Manca I., II copmbattimento cristiano. Introduzione. Р. 81. Последнее утверждение особенно важно в контексте неустанной полемики Августина с маннхейским дуализмом.
Уже с первых строк произведения Августина прослеживается тематика одной из важнейших нравственно-аскетических аксиом Учителя христианского Запада: Uli, non frui – «Пользоваться, но не наслаждаться». Материальный мир любим человеком по самой его природе, и для сохранения духовной свободы во Христе необходимо постоянное соблюдение своего рода «дистанции неподчинения» но отношению к тому, что вокруг нас.
В греч. тексте, как и в Синод, пер., вместо «алчность» стоит «сребролюбие» ( θιλαργυρία). Используемое Августином слово cupiditas обладает более широким спектром значений и может означать не только «страсть к деньгам», но и «жадность», «алчность», «желание обладать», «вожделение». – Прим. ред.
В Синод, пер.: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Вероятно, под словами «совлекшись плоти» имеется в виду временное различие души и тела Христа во время крестной смерти и схождение души во ад для триумфа над смсртью и диаволом. Ср. Августин. Ер. 149.2. – Прим. ред.
Говоря о власти сил зла над человеком, блаженный Августин одновременно подчеркивает относительность и ограниченность этой самой власти. Падшие ангелы всецело зависимы от воли Божией. Господь никогда не допускает, чтобы демонское искушение превосходило силы христианина. Диавольские внушения могут воздействовать на наши страсти, но не имеют доступа в святая святых человеческой свободы. Ср. Roland-Gossrlin B. Le combat chretien // Oeuvres de saint Augustin. La morale chretienne (I). Paris, 1949. P. 524.
PL: in Scripturis divinis.
В Синод пер.: «Наша брань не против крови и плоти, но против пачальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».
По LXX. В Синод, пер.: «Возгремел на небесах Господь».
Августин приводит две цитаты: aves caeliат (Пс.8:9) и volatilia cadi (Мф 6:26), что буквально означает «птицы небесные» и «пернатые небесные».
PL: В Божественных Писаниях.
В Синод, пер.: «мироправители тьмы века сего».
Термин «оправдание» (лат. justificatio) несет в латинской церковной и богословской традиции особую смысловую нагрузку. Оправдание грешника означает принятие его Божественной любовью, когда грешник становится праведником здесь и сейчас. Оправдание не несет в себе необходимости аскетического подвига, свойственной восточной традиции.
Ср. Manca L. II combattimento cristiano. Introduzione. P. 83: «В творениях Августина можно проследить определенную эволюцию в понимании природы и места обитания демонов. В толковании на книгу Бытия, написанном около 393 года, Августин приписывает падшим ангелам воздушное тело, низшее по отношению к телу небесному, которым они обладали до грехопадения, но менее тяжелое, нежели человеческое (De Gcncsi ad litteram. III.5.10). Падшие ангелы не могут обитать в высших воздушных сферах, но в более низких и туманных (там же). В De agone christiano Августин говорит, что место обитания демонов соответствует тьме греха (III.3). В свою очередь, рассуждая о явлениях ангелов в трактате «О Троице», Августин исключает возможность принятие ими тел, более тяжелых, нежели небесные (De Trinitatc, III.15). В трактате «О граде Божием» отец Церкви говорит о небесной природе ангелов, побуждающей их не довольствоваться материальными жертвоприношениями, но требовать божественных почестей (De Civitate Dei, X. 19)».
О манихействе см. исследования: Purch H.L. Sul manicheismo e altri saggi. Torino, 1995; Tardieu M.I. II manichieismo. Cosenza, 1996; Хосроев А.Л. История манихейства. СПб., 2007.
В Синод, пер.: «князя, господствующего в воздухе».
В Синод, пер.: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух»...
Ср.: Roland-Gosselin B. Le combat chretien // Oeuvres de saint Auguslin. La morale chretienne (1). P. 524. Понятие о законе, порядке, правде и справедливости, означающее в конечном итоге понятие о разуме, занимает особое место в мировоззрении блаженного Августина. Всякий беспорядок и всякое несоответствие физического, рационального или морального характера, но мысли Августина, является лишь частичным проявлением беспорядочного, компенсируемым всеобщим порядком мироздания, которое не может быть ни нарушено, ни поставлено под сомнение. Этой теме специально посвящены два произведения Августина: De Natura Boni («О природе добра») и De Online («О порядке»). В трактате «О свободном решении» Августин также подробно останавливается па промысле Божием по отношению к добрым и злым (De libero arbitrio, III. 9). В отличие от настоящего произведения Августина, написанного им для людей простых, рассуждение в «О свободном решении» ведется на языке философско-интеллектуальном.
PL.: probatio vero spem.
РL: от опытности же надежда.
В Синод, пер.: «Не все мы умрем, но все изменимся».
Слова Августина приобретают совершенно неожиданное звучание в контексте философии и учений нового времени: существование в мире как борьба индивидуумов друг с другом (ср. борьба особей за выживание в эволюционизме) и жизнь естественного человека как непрестанная и бесконечная борьба за власть и обладание материальными благами (ср. учение Ницше о «воли к власти»). Не вдаваясь в подробное изучение вопроса о происхождении и соотношении различных учений, можно отметить, что «антропологический пессимизм» латинской святоотеческой традиции, с особой силой выраженный в богословии блаженного Августина, неразрывно соединяется с верой и исповеданием искупления человека во Христе Иисусе. Биологический человек современных учений существует и воспринимается вне этой перспективы.
PL: bobus.
В Синод, пер.: «О волах ли печется Бог?»
PL: et folia eius non decident.
PL: sursum.
РL: листья которого не вянут.
По LХХ. В Синод, пер.: «Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих ты напояешь их».
В Синод, пер.: «Бог создал человека для нетления».
Имеются ввиду манихеи, разделяющие природу мира и человека на изначально добрую или злую и отрицавшие свободу воли.
PL: si resurrectione corporis Christi Domini non sanatur.
nisi susciperit hominem. В данном случае, как и во многих других, слово homo у Августина означает не конкретного человека, а человеческую природу. – Прим. ред.
Согласно Августину, воплощение Сына Божия непосредственно связано с грехопадением человека. «Если бы человек не погиб, Сын Человеческий не пришел бы», – говорится в одной из проповедей Августина (Sermo 175. 1). Ср.: Roland-Gosselin B. Le combat chretien // Oeuvres de saint Augustin. La morale chretienne (I). Р. 524.
Августин противопоставляет нечестие (impietas). или неблагочестие. любви (charitas). Любовь, как смысл и исполнение всех вероучительных и нравственных предписаний, является ключевым понятием богословия блаженного Августина. Нечестие (impietas) имеет своей причиной отсутствие любви к Богу и ближнему, без которой всякое благочестие остается нечестием.
РL: если не телесным воскресением Господа Христа.
Эта небольшая глава являет собой полный силы убеждения очерк христологии Августина, в нравственном ее приложении. Следует отметить, с каким дерзновением Августин приписывает предельные состояния страдания и смерти человечеству Христа. Христос как человек, является субъектом всех своих человеческих действий. Человек, воспринятый Сыном Божиим во Христе Иисусе, воспринят Им всецело и подлинно по абсолютному дару Божественной любви и свободы. Человек, спасенный во Христе Иисусе, согласно Августину, есть реальный, единственный и неповторимый человек, являющий нам пример жизни в добродетели и тайну Божественного предопределения. Ср.: Manca L. II conihattimento cristiano. Introduzione. P.97, n.12.
Язычники, по мнениию Августина, находятся в особенной зависимости от «любопытства» (лат. curiusitas), страсти, отождествляемой с похотью очей. Язычник не желает поступиться своим правом любопытства, и всячески ищет способов по-своему объяснить мир, проникпуть в его тайны при помощи псевдо-научных и магических упражнений. О значении понятия со времен античности до позднего средневековья см.: Bos G. Curiositas: die Rczepiion eines antiken Begriffcs durch christliche Autoren bis Thomas von Aquin. Paderborn, 1995.
Ср.: Мф.13:30. Августин понимает эту евангельскую притчу в том смысле, что плевелы, то есть недостойные своего имени христиане, сохраняются в Церкви вплоть до времени Страшного Суда.
Nisi crcdideritis, non inielligtiis. По LХХ. В Синод, пер.: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены». Этой цитатой Августин обычно обосновывает свое учение о превосходстве разума над верой. См.: Августин. De ordine, II, 9; De vera religione, 24; De fide et symbolo, 1; In Ioann., XL, 9; Scrmo 43. 7. 9; 118.1 и др. – Прим. ред.
Просмотров: 1159
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Часть I. Заповеди жизни
По названию (Yandex) - Часть I. Заповеди жизни
Вопрос-ответ
последние вопросы
как угодить Богу:
-
Непогреши́мость (безошибочность)
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1823 -
Святые Вселенские Соборы
Святые Вселенские Соборы / Пидалион / Каждый Вселенский собор есть сама Святая и Соб...
219 -
Пожертвование на храм
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Мн...
5207 -
Приглашаем певчих
Приглашаем певчих / Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. г. Самара, Русская...
7050 -
Расписание богослужений: 7 июня 2024 г. - 14 сентября 2024 г.
Богослужения в общине храма Бога в честь Владимирской иконы Божией Матери: 7 июня 202...
962 -
О подготовки ко Причастию
Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и с...
900 -
после Пасхального ночного богослужения в храме Бога
Фотографии после Пасхального ночного богослужения / каменный Храм в честь Владимирско...
1574 -
Чин последования исповеди
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
2632 -
О сектах
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
2125 -
Оглавление
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
6542 -
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
3216 -
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
2582 -
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
3238 -
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
1925 -
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
3961 -
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
2908 -
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
3371 -
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
1868 -
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
3498 -
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
2038 -
Оглавление
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
942 -
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
1144 -
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
1781 -
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
1405 -
Оглавление
Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Вла...
1835 -
НАЧАЛО БУКВЫ Α
НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1637 -
НАЧАЛО БУКВЫ Β
НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1589 -
НАЧАЛО БУКВЫ Γ
НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1279 -
НАЧАЛО БУКВЫ Δ
НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1172 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ε
НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
2196 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ζ
НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
877 -
НАЧАЛО БУКВЫ Η
НАЧАЛО БУКВЫ Η / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1086