Научение Церкви



Научение Церкви / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский



Где хранится истина Божия?

Истина Божия хранится в Православной Церкви Христовой, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим 3:15)

Почему же именно Церковь Бога живого называется столпом и утверждением истины?

Потому что Христос Спаситель передал истину Свою Церкви.

Каким образом Господь сделал это?

Для этого Спаситель не писал никаких книг и другим никогда не повелевал делать это. Для передачи Божией истины Церкви Господь воспитал Своих Апостолов, передал им Свое Божественное учение и из них составил Свою первоначальную Церковь. Так и говорил Спаситель Отцу Небесному: «Я передал им слово Твое» (Ин. 17:14)

Как же мы узнали об истине Божией?

Мы узнали о ней через распространение у нас Церкви Христовой. Господь приказал Апостолам и их преемникам в Церкви Божией так: «идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15) – «идите научите все народы» (Мф. 28:19) Кто веровал в Евангелие, тех крещением присоединяли к обществу Христову. Так Церковь и распространилась по всему миру.

Какой проповедью распространялась Церковь Христова?

Вначале вера Христова утверждалась только через устную проповедь. Так говорит Апостол: «мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть от спасения, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось, слышавшими от Него» (Евр. 2:1–3).

После сошествия Св. Духа христианство распространялось только устною проповедью Апостолов, и не один год прошел с тех пор, как началась Церковь Христова на земле, а Апостолы все еще ничего не писали.

Откуда же у христиан имеются Священные Писания?

Они достались Церкви Христовой прежде всего от Ветхого Завета, а затем и некоторые Апостолы оставили свои Писания.

Разве Христос требовал, чтобы верующие в Него признавали Ветхозаветные Писания?

Господь, когда доказывал людям, что Он есть обещанный Избавитель, всегда указывал на Ветхозаветные книги. «Если бы, говорил Спаситель фарисеям,вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:46–47). И Апостолам Господь говорит: «вот то, о чем Я вам говорил еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:44–45).

Пользовались ли, действительно Церковь Христова с первых своих дней Ветхозаветными Писаниями?

Апостолы постоянно хвалят первых христиан за то, что они исследовали Писания Ветхозаветные (Деян. 17:11) и советуют христианам утешаться чтением Ветхозаветных Писаний. Ап. Павел пишет Римлянам так: «что писано было прежде (т.е. в Ветхом Завете), то все написано нам в наставление, чтобы мы терпением и учением из Писаний сохраняли надежду» (Римл. 15:4). В послании к Ап. Тимофею о Ветхозаветных книгах он высказывается так: «ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3:15–17).

Нельзя ли думать вместе с некоторыми сектантами, например с штудо-баптистами, пашковцами и толстовцами, что Ап. Павел советует Тимофею читать не Ветхозаветные, а Новозаветные Писания?

Нет, нельзя так думать, потому что, когда Ап. Тимофей был мальчиком и читал Писания, тогда Новозаветных Писаний и не было еще, так как тогда Спаситель только еще вышел на проповедь. Значит, «с детства» Тимофей мог читать только Ветхозаветные книги. Их-то и одобряет Апостол.

Почему нам необходимо увериться в том, что и Спаситель одобрял Ветхий Завет, и все христиане, начиная с Апостолов, считали его необходимым?

Потому что сектанты-толстовцы не хотят признавать Ветхий Завет. Если бы они были хоть немного похожи на христиан, тогда они старались бы подражать Спасителю и Апостолам и слушали бы их, а они не слушают их и отвергают Ветхий Завет.

Откуда в Церкви Христовой появились Новозаветные Священные Писания, если Сам Господь ничего не писал?

Новозаветные Священные Писания появились позже земной жизни Христа Спасителя и позже основания православной «Церкви Бога живого» (1Тим. 3:15). Эти Писания составились из случайных писем и сочинений св. Апостолов. Эти письма признала св. Православная Церковь и сохранила их.

Почему можно сказать, что Новозаветные Писания были случайными письмами некоторых Апостолов?

Так можно сказать потому, что Господь не давал повеления писать книг, хотя и не воспрещал этого. Записывание Христова учения не было обязательным, так что далеко не все, а лишь только немногие Апостолы оставили свои Писания. Например, Ап. Андрей, Филипп, Нафанаил и другие совсем ничего не писали.

Почему же некоторые Апостолы писали?

Некоторые Апостолы писали, потому что сами лично не могли быть у тех, кому писали свои письма. Напр., Апостол Иоанн Богослов пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.1:12; ср. 3Ин.1:13–14).

Иногда Апостолы писали, принужденные к тому обстоятельствами:

а) – появлением лжеучений, – например: о втором пришествии Христа (см. 2Фес. 2:2);

б) – появлением лжеучителей, отрицающих воскресение мертвых (см. 1Кор. 15 гл);

в) – писали вследствие появления среди христиан нового смущающего благовестия (Гал. 1:6, 7);

г) – вследствие церковного расстройства и раздоров (1Кор. 1:11);

д) – вследствие появления беззакония (1Кор. 5:1);

е) – некоторые книги писались Апостолами для частных лиц, напр., еванг. Луки (для Феофила); послания Ап. Павла для Тимофея, Тита и Филимона.

Сохранились ли в Церкви Христовой все книги, написанные свв. Апостолами?

Нет, не все сохранились. Погибло послание Ап. Павла к Лаодикийцам, о котором упоминает Апостол в своем послании к Колоссянам, говоря (Кол. 4:16): «Когда это послание прочитано будет у вас (Колоссян), то распорядитесь, чтобы оно было прочитано в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы».

Не составлялись ли и ложные Писания?

Составлялись, и очень нередко. Ап. Лука пишет в начале своего Евангелия: «Как уже многие начали составлять повествования, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего с начала по порядку описать» (Лук. 1:1–3).

Значит, было много писаний. Были и поддельные, выдававшиеся за Апостольские, составленные и выпущенные для смущения христиан; об этом пишет Ап. Павел: «не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного» (2Фес. 2:2) Ясное дело, что в Апостольские времена появлялись и поддельные послания. Поэтому Ап. Павел не только предупреждает христиан об этом, но вместе с тем указывает и признак, по которому можно бы распознавать его послания от подложных: «приветствую моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании, пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса со всеми вами. Аминь» (2Фес. 3:17, 18).

Кто разобрался, в конце концов, в том, какие из многочисленных писаний, появившихся при Апостолах, суть истинно апостольские, и какие ложные?

В этом разобралась Православная Церковь Христова на своих Поместных и Вселенских Соборах: одни книги она признала и постановила считать истинными, боговдохновенными, а другие простыми, не боговдохновенными или подложными.

Где можно найти указания на эти церковные постановления?

В «Книге правил свв. Апостолов, святых соборов Вселенских и поместных, и святых отец».

Признают ли эти постановления сектанты?

Нет, не признают

На каком же основании они принимают книги Священного Писания?

Они принимают их без всяких оснований, потому что сектанты никого и никогда не спрашивали об истинности Писаний, и им никто об этом рассказать не мог без соборных постановлений Церкви Православной. Церковь Православная отличала истинные апостольские писания от ложных и сохранила истинное слово Божие, а сектанты прямо-таки украли Писания у Церкви Православной и пользуются ими с целью развращения простодушных христиан (2Кор. 11:3).

Для чего же сектанты украли св. Писание у Церкви Христовой – Православной?

Они украли св. Писание для того, чтобы по нему устроить новую церковь, вместо отвергнутой или истинной Церкви Христовой – Православной.

Может ли св. Писание быть учебником, по которому можно было бы устроить Церковь Христову?

Нет, новой церкви на основании Писания нельзя устроить. Сектанты всех толков одинаково говорят, что они читают св. Писание и на основании его устраивают свои церкви и свои общества. Писание, украденное сектантами у Церкви одно, а сект множества; ясно отсюда, что не Писание учит устроять церковь. Св. Писание не может быть фундаментом-основанием, на котором можно было бы устроить Церковь Христову. Фундамент – основание должен быть прежде самого здания, а св. Писания Нового Завета появились через много лет после устроения Православной Церкви Христовой.

Неужели мыслими Церковь Христова без Писания Новозаветного?

Вполне мыслима и, действительно, в первое время она существовала без всякого апостольского Писания, потому что первая новозаветная книга Священного Писания появилась около 40 – го года по Р.Х., то есть приблизительно, через 7 лет после Сошествия Св. Духа и после устроения Церкви Христовой.

Когда же и в какой последовательности появились книги св. Писания Нового Завета?


1

Евангелие Ап. Матфея

около 40-го года по Р.Х.


2

1-е посл. Фессалоникийцам

52 г.


3

2-е посл. Фессалоникийцам

53 г.


4

Еванг. Марка

55 г


5

Еванг. Луки

56 г


6

Посл. к Галатам

56 г


7

1-е посл к. Коринфянам

58 г


8

2-е посл к. Коринфянам

58 г


9

Посл к Римлянам

58 г


10

Посл. Ап. Иакова

60 г


11

Посл. Ап. Петра

61 г


12

Посл. Филиппийцам

62 г


13

Посл. Ефесянам

62 г


14

Посл. Колоссянам

62 г


15

Посл. Филимону

62 г


16

Посл. Евреям

63 г


17

Кн. Деяний Апостольских

63 г


18

Посл. Титу

64 г


19

1-е посл Тимофею

65 г


20

2-е посл Тимофею

67 г


21

2-е посл Ап. Петра

67 г


22

Посл Ап. Иуды

80 г


23

1-е посл Ап. Иоанна Богослова

90 г


24

2-е посл Ап. Иоанна Богослова

90 г


25

Апокалипсис (откровение) Ап. Иоанна

95 г


26

Евангелие Ап. Иоанна Богослова

98 г


27

3-е посл Ап. Иоанна Богослова

98 г


Неужели же Новозаветное св. Писание не может быть основанием для утроения Церкви

Нет, оно не может быть таким основанием. Писание есть только документ, принадлежащий Церкви.

Церковь основана на Самом Христе, а не на Писании (ред.)

По Писанию можно только проверять устроение Церкви, но устроить все в Церкви по одному Св.Писанию нельзя.

Поему же нельзя?

Потому что Новозаветное св. Писание не заключает в себе всего научения, которое дал Своей Церкви Христос Господь.

В чем же заключается научение Христа и Церкви?

Оно заключается в св. Писании и св. Предании. Так и Ап. Павел научает нас, говоря: «братья, стойте и держите предания, которыми вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фессал. 2:15), то есть значит, устно и письменно.

Нужно ли нам св. Предание, если теперь у нас есть уже Новозаветное св. Писание?

Конечно, нужно. Иначе Апостол не приказывал бы хранить переданное словесно (2 Фессал. 2:15).

Апостолы научали христиан Вере Божией преимущественно словесно, устно. Ап. Павел говорил Ефесским пресвитерам: «я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Этого, переданного устно, научения Апостолы и требуют держаться: «Держись, – говорит Ап. Павел, – образца здравого учения, которое ты слышал от меня, верою и любовию во Христе Иисусе» (2Тим. 1:13). «О Тимофей, – просит Апостол, – храни переданное тебе» (1Тим 6:20).

Хвалят ли Апостолы христиан за сохранение предания?

Да. Вот слова Ап. Павла: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2).

Итак, что же должно считать св. Преданием?

Все те истины Божии, которые не записаны в Писании, но сохранены Церковью от Христа и Апостолов и, под руководством Св. Духа (Ин.14:26, 16:13–14), изложены в определениях и указаны в правилах Святыми Отцами на Святых Соборах Церкви Божией.

Где мы можем теперь найти св. Предание?

В христианском православном Богослужении (священнодействиях церковных), идущих непрерывно от Апостолов, и в «Книге правил святых Апостолов, святых соборов Вселенских и поместных и святых отец»

Передавали ли Св. Апостолы свое научение через свои правила?

Передавали. Они оставили 85 правил своих, которые вошли в «Книгу правил», но ее сектанты не сумели украсть у Церкви вместе с Библией.

Показали ли Св. Апостолы пример разрешать порядки церковной жизни и выяснять учение Христово через соборы?

Апостолы показали такой пример на своем соборе в Иерусалиме, бывшем в 52 году и описанном в кн. Деяний Апостольских, в 15-й главе.

Дали ли св. Апостолы устное Предание священнодействий христианских?

Дали. А в св. Писаниях делают об этом только намек, полностью же священнодействия не описывают, как не описывают они там многого другого, общеизвестного из устного церковного Предания. «Оставивши, – пишет Ап. Павел Евреям, – оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (Евр 6:1, 2). Вообще Апостолы, главным образом, устно, а не письменно научали христиан тому, как нужно совершать Богослужение и каких порядков при этом должно держаться. Так Ап. Павел, укоряя Коринфян за беспорядки при Богослужении и совершения таинства Тела и Крови Господней, не описывает подробно, как что устроить, а пишет им (1Кор. 11:34): «прочее устрою, когда приду». Остальные же Апостолы, проповедуя по всему миру, научают христиан всему только устно, словесно. Это устное, словесное научение и сохраняет Церковь Христова доныне в Преданиях Священных.

Пользовались ли сами Апостолы Преданием в Ветхом Завете, когда у них было полное Ветхозаветное св. Писание?

Пользовались. Это видно из того, что Апостол Павел называет по именам противников Моисея, хотя из Ветхозаветных Писаний неизвестно, как они назывались. Предсказывая о наших сектантах, которые удаляются православных духовных руководителей, Апостол говорит: «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось» (2Тим 3:8, 9).

Как приказывают Апостолы относиться к таким людям, как наши сектанты, которые отвергают св. Предание?

Апостолы требуют отвращаться от таких людей. «Завещаем вам, братия, читаем в св. Писании,именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам» (2Фес 3:6, 7), а Апостолы тоже принимали Предания, как было указано в предыдущем ответе.

Признают ли Св. Предание сектанты?

Не только не признают, но еще глумятся над ним, совершенно не желая понимать того, что без св. Предания нельзя знать ни о Христе, ни о Его научении и нельзя даже знать, какое Писание есть истинно-священное.

Необходимо отметить, что, отвергнув Священное Предание Церкви, сектанты его заменили своим человеческим преданием: только это предание не от Духа Святого, а от измышления их человеческого ума, отвергнув Церковь Христову, отпав от Нее, они лишились благодатного водительства Духа Святого и пребывают в обольщении, пытаясь что-то скопировать с библейских рассказов, но противясь Церкви, они укореняются в своем ожесточении и заблуждении (Ред.)

Неужели сектанты не видят того, что в принимаемом ими св. Писании не только нигде не запрещается иметь св. Предание, но даже повелевается непременно иметь его, как сейчас и было доказано это из слова Божия?

Сектанты отлично знают из Писания, что необходимо иметь св. Предание, но они отвергают его по своей бесовской гордости. Как диавол отлично знает, что Христос Бог есть действительный Спаситель мира, но верить в Него и покоряться Ему не хочет, так и сектанты, подражая диаволу, сознательно противятся Истине.

Почему сектанты являются подражателями диаволу?

Потому что самому сектантству люди научились благодаря диавольскому обольщению.

Неужели же можно допустить, что сектанты, знающие хорошо св. Писание, все же являются обольщенными диаволом?

Диавол знает св. Писание несравненно лучше, чем сектанты, но он отвергает спасение Христово в Церкви Православной, которая состоит из земной и небесной, из ангелов добрых и людей (Евр. 12:22–25), и старался даже Спасителя искусить в пустыне, подтверждая свои хитрые желания словами из Ветхозаветного св. Писания.

Не освящаются ли сектанты тем, что они имеют краденное св. Писание?

Великий святитель Иоанн Златоуст говорит на это так: «Что же, скажи мне, когда диавол говорил от Писания, неужели освятились уста его? Нельзя сказать этого: он остался тем, чем был, диаволом. А демоны? И они проповедовали и говорили: «эти человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения» (Деян. 16:17): ужели поэтому поставим их в ряду Апостолов? Никак; напротив, мы так же, как и прежде, отвращаемся их... За то-то особенно и ненавижу сектантские собрания, что там показывается св. Писание, и «это служит сильною приманкою и большим соблазном для простых душ...» [2].

Неужели и сектанты, подобно диаволу, стараются оправдать из Писания свое безумное отвержение св. Предания?

Как некогда диавол, искушая Христа, приводил тексты св. Писания, так и сектанты, отвергая св. Предание, стараются оправдаться словами св. Писания.

Неужели есть тексты, или слова в св. Писании, которые говорят против св. Предания?

Таких текстов ни одного нет, но сектанты, подобно диаволу, всегда извращали и извращают тексты Писания, с целью доказать свое погибельное заблуждение. Такие безумцы были уже и во дни Апостолов, и Ап. Петр так говорит о сектантах: «возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам (т. е. христианам), как он говорит об этом и во всех посланиях в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной погибели своей, превращают, как и прочие Писания. Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, предупреждает Апостол,чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2Петр. 3:15–17).

Зачем сектанты отвергают св. Предание и извращают для своего оправдания св. Писание?

Они делают это для того, чтобы православных смутить и перетянуть их в свое заблуждение. Но Ап. Павел очень удивляется о тех, кто слушает всяких лжеучителей: «удивляюсь, говорит он, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так ского переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовестовавание Христово» (Гал. 1:6, 7).

Как же отнестись к этим смутьянам, которые отвлекают христиан от веры, проповеданной Апостолами и сохранившейся непрерывно от Апостолов до наших дней в Православной Церкви?

Апостол говорит о сектантах так: «если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы (устно)сказали, так и теперь еще говорю (письменно) кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8–9).

Какие доказательства приводят сектанты в подтверждение того, что им нужно только св. Писание, а св. Предание излишне?

Сектанты вычитывают из св. Писания те места, где говорится о необходимости чтения Св Писания. Напр., они читают: Деян. 17:11; Иоанн. 5: 39; 2Тим 3:152Петр 1:19.

Что рассказывается в Деян. 17:11?

Здесь говорится о том, что жители Верии были благомысленнее фессалоникийцев; приняв устное слово Апостола, они проверяли его по Ветхозаветным Писаниям и убеждались (Деян. 17:12), что Христос, действительно есть Обетованный Мессия. А что Верийцы читали именно Ветхозаветное Писание, а не Новозаветное, это видно из того, что, ведь Ап. Павел, прибыв в Верию, проповедовал в синагоге иудейской (Деян. 17:10), где читалось Писание Ветхозаветное; а затем нужно иметь в виду то, что Ветхозаветные Писания для фессалоникийских иудеев имели бы такое же значение, как и слово самого Ап. Павла; если же фессалоникийцы-иудеи проверяли Апостольские слова св. Писанием, то этим последним могли быть только Ветхозаветные священные книги.

Какие слова Спасителя передаются в Ин. 5:39?

От всех иудеев, которые не соглашались признавать Мессианское достоинство Христа Спасителя, Господь Иисус требовал, чтобы они читали Ветхозаветные Писания, потому что эти Писания свидетельствуют о Христе; но Спаситель нигде не говорит людям, чтобы они отрицали Его научение, сохранившееся от Апостолов в св. Предании.

Чему научаются христиане в 2Петр. 1:19?

Апостол Петр одобряет христиан, которые проверяют то, как исполнились Ветхозаветные пророчества на Спасителе, но против Господнего научения, которое передали Апостолы устно, а не письменно, нигде не говорится ни одного слова.

Во 2Тим. 3научает ли Ап. Павел Ап. Тимофея отвергать св. Предание?

Нет, не научает, но одобряет Ап. Тимофея за чтение Ветхозаветных Писаний, ибо Тимофей «знал священные писания с детства», т.е. когда еще не было ни одной строки Новозаветного Писания.

Какие еще тексты приводят сектанты в оправдание свое, что они не имеют св. Предания?

Сектанты приводят обличение Спасителя фарисеям, что они заменяли заповеди Божии человеческим преданием. Места эти у Мф. 15:6, 9 и Мр. 7:8

Основательны ли эти отговорки сектантов в отрицании св. Предания Христианского?

Нет, не основательны, потому что Спаситель, как передают Апостолы Матфей и Марк, обличал фарисеев за нарушение заповедей Божиих из-за «человеческого» предания старцев, а Св. Преданию Церкви Православной тогда и не было, потому что Церковь Православная началась только после Вознесения Господня, в день Сошествия Св. Духа.

Да и сами Евангелисты объясняют, что такое предание старцев. По Евангелию Мф. 15:3–6 видно, что фарисеи имели беззаконное предание, по которому можно было обижать родителей, а в св. Предании Церкви Православной все согласно с поучением Господним, и нет ничего противоречивого свящ. Писаниям, что и будет доказано дальнейшим разъяснением всего учения Христианского.

Что касается Ев. Мр. 7 гл., то здесь прямо выясняется, что Спаситель разумел под жидовским человеческим преданием. «Фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Мр 7:3, 4). Вот в чем заключалось «предание старцев», или «предание человеческое», и из-за этих внешних правил нарушались заповеди Божии, но ведь в св. Предании Христовом, которое сохраняется в Православной Церкви, ничего подобного нет, и когда сектанты отрицаются от него, то у них нет на это основания.

На какие еще места св. Писания ссылаются сектанты в свое оправдание, что у них отсутствует св. Предание Церкви Христовой?

Сектанты еще ссылаются на 1Тим 1:3, 6:3.

Оправдывают ли сектантов эти места св. Писания?

Нет, не оправдывают, но обвиняют. Здесь Ап. Павел обличает сектантов, «чтобы не учили иному, но следовали здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии». Во дни Апостолов появились сектанты, говорившие, что «воскресение уже было» (1Тим 1:202Тим 2:17, 18). Таковы и наши сектанты, напр.: толстовцы, бессмертники, хлысты, скопцы, братчики (беседники) и др., говорящие, что воскресение уже было. Похожи на них и все сектанты, отвергшие переданное Апостолами св. Предание Церкви. Кто им позволил это делать? Ап. Павел в посланиях Ап. Тимофею повелевает держаться св. Предания (1Тим 6:202Тим 1:13).

Не будет ли оправданием для сектантов предостережение христианам, «чтобы кто не увлек (их) философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8)?

Сектанты совершенно напрасно приводят указанное место св. Писания об обольщающих философией. Если бы в Церковном Свящ. Предании было толстовская философия, или хлыстовская, тогда пусть бы отговаривались, а то «в св. Предании все «по Христу».»

Почему сектанты оправдываются этим текстом из посл. Колоссянам?

Потому что все послание к Колоссянам написано против всяких сектантов. Ап. Павел предостерегает христиан: «это говорю для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами» (Кол. 2:4). А сектанты только и делают, что «ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:18).

Не оправдывают ли сектантов слова Ап. Павла 1Кор 4«братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано»?

Нет, не оправдаться сектантам и этим текстом. Тут же Апостол объясняет свои слова, только сектанты не хотят этого видеть.

Апостол здесь говорит, что он «приложил» христианам – «это». Что же «это»? А то, чтобы «христиане не превозносились один перед другим» (1Кор. 4:6). Выше объяснено, что некоторые из Коринфян спорили из-за учителей, как будто учителя спасают, а не Христос.«Они только служители, – объясняет Ап. Павел, – чрез которых вы только уверовали, и при том поскольку каждому дал Господь» (1Кор 3:5). В посл. Коринфянам не может быть запрещения против св. Предания, потому что тот же Ап. Павел сказал: «братия, стойте и держите предания, которыми вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес 2:15)

Против кого же говорит 1Кор. 4:6?

Против сектантов, потому что о них говорит Апостол: « будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;и от истины отвратят слух и обратятся к басням.» (2Тим 4:3, 4). Сектанты отвратились от Церкви и Богоучрежденных учителей; «здравого» (Православного) учения они не принимают, но по своим прихотям избирают себе учителей: кто баптистского г. Мюнцера, вместо Христа; кто Толстого, кто братчиков, а кто и сам себя выдает за учителя. Вот кто превозносится один перед другим – это сектанты несчастные!

Не оправдывают ли сектантов слова Ап. Павла епископу Тимофею: «Я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим 1:3, 4)?

Сектанты чувствуют, что эти слова Апостола сказаны против них. Желая оправдаться, сектанты и говорят, что будто здесь запрещается св. Предание.

Но здесь не о св. Предании речь, а о мифах – «баснях», то есть о сказках языческих про языческих богов, которых они представляли, как людей со всякими странными, даже любовными похождениями. При Апостолах появились еретики – гностики, которые смешивали язычество с христианством и вносили в христианство свои языческие мифы – басни про своих богов (эонов) с бесконечными родословиями этих богов. «Басни» – мифы рассказывают о совершенно несуществующем, а в св. Предании говорится или об учении Господнем или же о жизни «наставников» христианских.

Каким же путем обличение Ап. Павла, написанное против древних сектантов – гностиков, может относится к нашим сектантам?

Наши сектанты, как и древние, отпали от Церкви Христовой Православной, от «доброй совести и нелицемерной веры и уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим. 1:5–7).

Чего, например, сектанты. не понимая, отрицают?

Не понимают они того св. Предания, против которого идут, называя его «законом» ненужным; на самом же деле это неправильно, потому что Ап. Павел говорит: «мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено» (1Тим 1:8–11).

Вот почему сектанты не любят законного св. Предания! Оно обличает их нечестие!

Какие еще возражения делают сектанты против св. Предания?

Сектанты спрашивают: «можно ли спастись, если выполнять все, что написано в св. Писании?» – и когда православный ответит, что можно, тогда сектанты говорят: «вот и довольно нам Евангелия одного, а св. Предание не нужно нам».

Правильно ли такое суждение сектантов?

Нет, не правильно. Если православные говорят, что можно спастись, если выполнять все, что написано в св. Писании, то они понимают, что в св. Писании есть прямой приказ держаться св. Предания (2Фес 2, 15) Это во-первых. А во-вторых, православные знают, что без св. Предания нельзя выполнить того, что приказано нам в св. Писании.

Какой ясный пример можно привести в доказательство этого?

В посл. Евреям (Евр 13:7) повелевает Ап. Павел: «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

А в св. Писании почти ничего не говорится ни про Апостолов, ни про других учителей, как они проповедовали слово Божие. Не говорится ни слова про Апп.: Андрея, Фому, Нафанаила и других. Рассказывается в св. Писании о кончине только двух учителей: первомученика архидиакона Стефана (Деян. 8 гл) и Ап. Иакова, брата Иоаннова (Деян. 12), а об остальных Апостолах и наставниках ни слова не говорится.

Откуда же, согласно приказу св. Писания, нужно нам поучаться о жизни учителей веры нашей?

Из св. Предания, которое в богослужении и научении в Церкви сохраняет описание жизни Свв. Апостолов и всех великих учителей христианских.

Можно ли понимать все св. Писание на основании его самого, без другого пособия?

Нет, нельзя, потому что даже Апостолы поняли св. Писание Ветхого Завета только тогда, когда Господь «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45). И Евнух царицы Кондакии не понимал кн. прор. Исаии, доколе не разъяснил ему ее Ап. Филипп (Деян. 8:27–35).

Кто же может объяснить св. Писание?

Церковь Христова Православная, имеющая св. Предание, и объяснять она может чрез мудрых, облагодатствованных мужей.

Как же сектанты говорят, что они сами могут все растолковать, потому что Господь «утаил сие от мудрых и разумных, и открыл младенцам» (Лк 10:21)?

Сектанты говорят так, «не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим. 1:7). Под младенцами Господь разумеет не невежд, но людей чистых сердцем, как младенцы. Ап. Павел так это объясняет: «Братия! не будьте дети умом; на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние» (1Кор. 14:20).

Чем оправдывают сектанты свою горделивую мысль, что они сами, без научения Церкви, без св. Предания могут все хорошо знать?

Они говорят, что имеют помазание от Христа и знают все (1Ин. 2:27). Под помазанием сектанты разумеют св. Писание.

Правильно ли это объяснение сектантов?

Нет, не правильно, потому что Христос никому не давал Своего Писания, так как ни одного слова Сам лично не писал, во-вторых под словом «помазание» нельзя разуметь св. Писания, потому что это слово нигде в таком смысле не упоминается в слове Божием.

Что же должно разуметь под словом «помазание»?

«Помазание», по-гречески «хрисма», означает помазывание чем-либо жирным, миропомазание. Этим словом в св. Писании указывается на облагодатствование от Св. Духа. Все христиане православные называются помазанными в том смысле, что они в Церкви Христовой получают обильную благодать Божию, помогающую им знать все. Но для этого нужно пребывать в этом облагодатствованном, то есть, в Церкви Христовой, потому что в ней глава Христос, и потому что в ней пребывает Дух Святой, а сектанты ушли из Церкви, и никакой у них умудряющей благодати Божией нет и быть не может.

Откуда видно, что христианские учители должны быть облагодатальствованы и мудры?

Об этом Сам Спаситель сказал: «вот Я посылаю к вам пророков и мудрых, и книжников» (Мф. 23, 34).

Чем можно доказать, что сектанты заблуждаются, и вовсе у них нет никакой благодати, умудряющей их?

Это видно из того, что св. Писание, которое они украли из Церкви одно, а сект всяких множество, и у них всяк молодец на свой образец учит: что ни день, то новая путаница в сектантских понятиях.

Ясно, что они все думают по бесовской гордости и заблуждаются.

* * *

2

Иоанн. Злат., т1, кн. 2, стр 726–727, изд. 1898 г. СПб.


Просмотров: 5911


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Научение Церкви

По описанию (Google) - Научение Церкви / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский

По названию (Yandex) - Научение Церкви

По описанию (Yandex) - Научение Церкви / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2023-10-01 00:00:00

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



как угодить Богу:


о Боге и Его Церкви...