О святителе Никифоре, патриархе Константинопольском, Исповеднике



О святителе Никифоре, патриархе Константинопольском, Исповеднике / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец



Предисловие

Во святых отец наш Никифор Исповедник, сначала асикрит, стал впоследствии монахом, а затем патриархом Константинопольским. Он занимал кафедру при императорах Никифоре, Ставракии и Михаиле Рангаве до 815 г., согласно Мелетию Афинскому (Церковная история. Т. 2. С. 259). На этой кафедре он был непосредственным преемником божественного Тарасия, председателя VII Вселенского собора. С патриаршего престола св. Никифор был свержен иконоборцем Львом Армянином. Память св. Никифора празднуется 13 марта и 2 июня. Смотри «Синаксариста» на эти дни.

Во святых отца нашего Никифора Константинопольского, исповедника 37 правил из церковных постановлений, как его собственных, так и бывших с ним святых отцов, в переложении на простой язык[414


Правило 1

Если по незнанию выстирали святой антиминс, то он не теряет своей святости и из-за стирки не становится нечистый[415].

(Апост. 73; VII Всел. 7.)

Правило 2

Второбрачного не венчают[416], но подвергают епитимии, лишая причащения на два года, а троебрачного – на три.

(Неокесар. 7.)

Правило 3

Тот, кто останется в церковном притворе по необходимости и ненадолго, не заслуживает осуждения. Но если он проведет в нем долгое время, пусть его изгонят оттуда, наложив епитимию, а положение церкви будет восстановлено, т. е. она не станет обыкновенным домом, не отличающимся от прочих.

(VI Всел. 97.)

Правило 4

Следует принимать милостыню, которая подается за души умерших без завещания и не распорядившихся своим имуществом, однако если при этом они сами при жизни стремились и хотели, чтобы за них подавали такую милостыню, проще сказать – если они хотели подавать милостыню[417].

Правило 5

Если Благовещение выпадет на Великий четверг или Великую пятницу, то мы не согрешим, если разрешим тогда пост на вино и рыбу418.

(Апост. 69.)

Правило 6

Пресвитер, возведенный в игумена, может поставлять чтеца и иподиакона в своем монастыре.

(VII Всел. 14.)

Правило 7

Если кто-либо провел в распутстве[419] 20 лет или даже больше, а затем совершил дела добродетели, то его не должно рукополагать во священника, поскольку священное – чисто и неоскверненно.

(I Всел. 19; Неокесар. 12.)

Правило 8

Дети, которые родились от наложниц или второбрачных и троебрачных, но проводят жизнь, достойную священства, могут становиться иереями[420].

(VI Всел. 33.)

Правило 9

Иерей должен причастить того, кому грозит смерть, даже после того, как тот вкусил пищу.

Правило 10

Ради целования[421] должно преклонять колена в воскресенье и в течение всей Пятидесятницы, однако обычных коленопреклонений совершать не должно.

(I Всел. 20; VI Всел. 90; Петра Александр. 15; Василия Велик. 91.)

Правило 11

Никто не погрешит, если подаст одну просфору[422] или зажжет одну свечу сразу за трех человек.

Правило 12

Иерей не должен запечатлевать святую чашу крестным знамением во время молитвы сосудохранительницы[423].

Правило 13

Иерей не должен совершать литургию без теплоты, т. е. горячей воды, разве только необходимость велика, а горячую воду найти там невозможно[424].

Правило 14

Тот монах, который отвергнет монашеский образ, должен, когда обратится и покается, вновь надеть монашескую одежду, которую снял, но молитвы монашеского образа повторно над ним не читаются[425].

Правило 15

Монахини могут входить в алтарь, чтобы зажечь свечу и лампаду и подмести там[426].

(VI Всел. 69.)

Правило 16

Монахи не должны заниматься земледельческими работами в великую Четыредесятницу и под предлогом этой работы разрешать пост на вино и масло, поскольку это следствие чревобесия[427].

(Апост. 69.)

Правило 17

Монаху позволено уходить из своего монастыря по трем причинам: 1) если игумен – еретик; 2) если в монастырь приходят женщины; 3) если в монастыре учатся мирские дети, поскольку не подобает, чтобы через этих детей мирянам становилось известно, чтó происходит в монастыре.

(VII Всел. 21.)

Правило 18

Тем монахам, которые находятся под епитимией, следует есть и молиться вместе с остальными монахами, а когда они исповедуются, вкушать и благословение, т. е. антидор[428].

Правило 19

Во время поста святых апостолов и св. Филиппа (т. е. сорокадневного)[429] монахи, которые находятся в монастыре, в среду и в пятницу должны вкушать один раз в день. А те монахи, которые находятся на работах, пусть вкушают два раза в день: после шестого часа и вечером.

Правило 20

Если монахиню растлили варвары или бесчинные люди, но ее прежняя жизнь была чистой, пусть несет епитимию (не причащается) только сорок дней. Если же ее прежняя жизнь была порочной, пусть несет епитимию как прелюбодейка, т. е. не причащается три года, согласно 13-му правилу Постника. Смотри также Григория Неокесар. 2.

(Григория Неокесар. 2; Василия Велик. 49.)

Правило 21

Кто из боязни быть зачисленным на военную службу или с другим каким-либо коварным умыслом облечется в монашеский образ, поглумившись над ним, – такого, когда снимет монашескую одежду, поскольку опасность миновала и не стало нужды в лицемерии и коварстве, пусть наказывают отлучением от причастия на три четыредесятницы дней.

Правило 22

Если молодой иеромонах служит монахиням, совершая литургию и причащая их, то нам не следует причащаться у него Божественных Таин[430].

Правило 23

Игумен не должен снимать кукуль с монаха и своего послушника и в таком виде изгонять его из монастыря[431].

Правило 24

Не следует приводить в свой дом монаха, который сбросил с себя святой образ и не исправляется, а также приветствовать его. Смотри IV Всел. 16.

(IV Всел. 7, 16; Неокесар. 12.)

Правило 25

Если кто-либо болен и хочет креститься или стать монахом, следует без промедления подать ему благодать крещения и ангельского образа и не препятствовать ему в этом[432].

Смотри также Неокесар. 12.

Правило 26

Иеромонах не должен служить (λειτουργῇ) без мантии[433].

Правило 27

Духовник должен отлучать от Божественного причащения тех, кто исповедует ему тайные согрешения, но не должен запрещать им входить в храм. Пусть он не объявляет их грехи, но с кротостью совтует им пребывать в покаянии и молитве и назначает им епитимии, соответствующие устроению каждого.

Правило 28

Прелюбодеи, скотоложцы, убийцы и тому подобные грешники, если добровольно исповедуют совершенный ими грех, о котором никто не знает, отлучаются от Божественного причащения и получают епитимию за свои грехи: приходя в церковь, они должны стоять до молитвы оглашенных и после уходить. Если же их грехи всем известны, тогда их следует наказывать по церковный законам, т. е. они не должны входить в церковь, но стоять в разряде плачущих за церковными вратами и в разряде слушающих в притворе.

Правило 29

Если мирянин добровольно исповедует свои грехи, то духовник может оказать ему снисхождение.

Правило 30

С разрешения архиерея ставропигию может совершать и иерей. Смотри также Апост. 31.

Правило 31

Иерею не следует причащать тех, кто взимает проценты, и даже вкушать с ними пищу, если они упорствуют в этом беззаконии.

Правило 32

Монахи должны поститься в среду и пятницу Сырной седмицы, а после окончания Литургии Преждеосвященных Даров (потому что в те времена в эти дни совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, как говорит Симеон Фессалоникийский, см. Лаодик. 49) пусть едят сыр, куда бы ни поехали, т. е. где бы они ни находились, в опровержение ереси яковитов и тетрадитов[434].

Правило 33

От того, кто имеет наложницу и не хочет ни отпустить ее, ни обвенчаться с ней как с женой, мы не должны принимать приношения в Церковь, законы которой он попирает и презирает своими действиями.

(Апост. 17; Анкир. 25; Феофила Александр. 8.)

Правило 34

Монаха, сбросившего святой монашеский образ, вкусившего мяса и женившегося, следует предавать анафеме. Если же он не обратится, то его насильно следует облачить в монашеские одежды и запереть в монастыре[435].

(IV Всел. 7, 15.)

Правило 35

Тот, кто хотя бы однажды впал в блуд, не должен становиться иереем, даже если оставил грех, потому что Василий Великий говорит, что если бы такой и мертвых воскрешал, иереем не становится.

Правило 36

Когда апостол говорит: С тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе (1Кор.5:11), очевидно, он имеет в виду не того, о ком один или два человека знают, что он согрешил блудом, но того, о ком все знают, что он блудник, и кого все называют блудником, потому что грехи, которые совершаются бесстыдно и всем на соблазн, подлежат большему наказанию, чем совершаемые втайне.

Правило 37

Если женщина родит и жизнь младенца спустя три или пять дней окажется под угрозой, его должно крестить и отдать на кормление другой крещеной и чистой женщине. Матери же не следует входить туда, где находится младенец, и вообще прикасаться к нему, пока она в течение 40 дней совершенно не очистится и иерей не прочитает над ней молитвы[436].

7 других правил

Ниже предложены и другие 7 правил, которых нет в Святогорских рукописных книгах, но которые содержатся в книгах печатных: «Деяниях» (Т. 2, С. 918) и так называемом «Греко-Римском праве» (С. 196)

Правило 1

Не следует отправляться в путь в воскресенье без нужды и необходимости.

Правило 2

Мы не должны принимать апокалипсис Павла, равно как и так называемые вронтологии, селинодромии[437] и каландологии[438], потому что все это нечисто.

Правило 3

Мы не должны принимать апокалипсис Ездры и Зосимы, два мученичества св. Георгия и два мученичества свв. мчч. Кирика и Иулитты, а также книгу Марка[439] и Диадоха[440], потому что они отвергнуты и недостойны быть принятыми.

Правило 4

Не следует работать на Светлой седмице[441], петь «Непорочны» в субботу разрешительной седмицы[442], а также соблюдать четверги[443].

Правило 5

Тот, кто преднамеренно убьет своего отца, должен быть наказан на 35 лет.

Правило 6

В случае необходимости и простой монах, не имеющий священнического сана, может крестить ребенка, равно как и диакон[444].

Правило 7

Некрещенных младенцев, если не окажется священника, должен крестить кто угодно. Даже если крестит их собственный отец или кто-либо другой, лишь бы он был христианином, – не погрешит.

* * *

414

Так озаглавлены эти правила в некоторых рукописных книгах честных святогорских монастырей. Однако в иных рукописях насчитывается всего 36 правил, т. е. без последнего 37-го.

415

Симеон Фессалоникийский в 81-м ответе говорит, что вымыть святой потир, губку и пр. – дело богоугодное, потому что оно совершается ради почтения к божественным сосудам и для их украшения (Sym. Thessal. Respons. 81 // PG 155, 949A.). Поэтому я считаю, что даже если кто-нибудь намеренно постирает святой антиминс, когда он сильно испачкается, то он не заслуживает осуждения.

Смотри также Апост. 73.

416

Ведь венцы – принадлежность победителей, а не побежденных плотским сладострастием, вступающие же во второй брак считаются побежденными.

Смотри Неокесар. 7.

417

То же говорит и свт. Афанасий Великий в 90-м ответе Антиоху: если человек был милостивым при жизни, то тем более – после смерти, так что милостыня, подаваемая за него, непременно угодна. Однако если кто-либо при жизни был немилосердным и умер без исповеди, милостыня, подаваемая родственниками за него, – жертва мертвых, как называет ее свт. Афанасий Великий в том же ответе (Athanas. Alex. Ad Antioch. 91 // PG 28, 653B.).

418

К настоящему правилу первоначально прп. Никодимом было сделано примечание, текст которого в настоящем издании: т.1. с. 22–23 (с. n). Согласно Типикону в этом случае в Великий четверг допускается разрешение только на вино и елей, а в Великую пятницу – на одно вино (см.: Типикон, снесть Устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2002. С. 587, 590).

419

Вероятно, под распутством здесь подразумевается впадение не в плотские грехи и подчревное сладострастие, а в роскошь, кутежи и так называемые чувственные наслаждения. Ведь если говорить о плотских грехах, то не 20 лет, а одного лишь дня и часа достаточно, чтобы человеку стать недостойным священства, если он совершит хотя бы один плотской грех, например блуд, прелюбодеяние или мужеложство. Слова правила «священное – неоскверненно» обозначают, что намеревающиеся принять священство должны быть не только безупречными, но и непорочными, т. е. свободными и от легких, нетяжких согрешений, к которым в частности относятся роскошь и чувственные наслаждения.

Смотри также I Всел. 19 с примечаниями к нему.

420

Согласно Второзаконию, дети не должны быть наказываемы смертью за отцов: каждый должен быть наказываем смертью за свой грех (Втор.24:16).

421

Обычные коленопреклонения – это те, которые совершаются в Церкви во время Четыредесятницы и которые запрещено совершать в воскресенье (а также в субботу, согласно церковному Уставу), как мы знаем, и во все великопостные субботы. Смотри еще примеч. к 16-му правилу Постника, которое также запрещает в субботу и воскресенье земные поклоны, поскольку они – знак впадения в грех и смерть. А поклоны ради приветствия, которые делают чтецы перед клиросом или иереи перед игуменом и архиереем, лобызая их руки, совершаются и в воскресенье, и во дни Пятидесятницы, поскольку они не служат таинственным выражением того, о чем мы сказали.

422

Поэтому в Литургии Василия Великого указано во множественном числе: «Помяни, Господи, иже дары сия Тебе принесших, и о нихже (вот как за многих приносится одна просфора), и имиже (прислуживающими и служащими иереями), и за нихже (т. е. из-за каких нужд и по каким причинам) сия принесоша». В любом случае прочти примеч. к правилу Василия Велик. 88.

423

Мы говорили об этом в примеч. к Лаодик. 21, смотри там.

424

Например, там нет сосуда, чтобы нагревать в нем воду, или из-за другого затруднительного обстоятельства.

425

Ведь благодать монашеского образа не была у таковых отнята, поскольку монашество есть второе крещение, как и благодать первого крещения также не отнимается и оно не совершается вторично.

426

Вероятно, настоящее правило позволяет монахиням входить в алтарь не во всех вообще церквях, в которых присутствуют мужчины (ведь это неприлично), а в своих монастырях.

Смотри также VI Всел. 69.

427

Смотри также Апост. 69.

428

Хотя 10-е правило Николая и говорит, что те, кто не причащается, не должны вкушать антидор, но это правило, несмотря на то что они не причащаются из-за епитимии, разрешает им брать антидор, по всей вероятности, ради их исповеди. Возможно, однако, и то, что в то время в разных местах применялись оба правила.

429

Обрати внимание, что здесь говорится о посте святых апостолов и о сорокадневном. О том же сорокадневном посте и об августовском (см. примеч. к Неокесар. 3) говорится и в «Томосе единения». О посте святых апостолов говорится также в «Апостольских постановлениях».

Смотри еще примеч. к Апост. 69.

430

Эта епитимия – угроза иеромонаху, чтобы он оставил это предосудительное и соблазнительное служение. А мы обязаны причащаться у иерея, даже когда сами воочию видели, что он согрешает плотским грехом.

431

Пресвитера Пелусиотского как раз порицали за то, что он снял кукули с некоторых скитян, производивших беспорядки (см.: Евергетин. С. 593). Хотя Пахомий Великий чуть было не снял кукуль со своего ученика Сильвана, как повествуется в его житии, но, вероятно, он поступил так не по-настоящему, а лишь притворно, желая пригрозить ему. Соблазняющих братство надо изгонять (см. также: Евергетин. С. 1098), а не переодевать.

432

Ведь если 4-е правило Тимофея позволяет крестить умалишенных, тем более можно крестить здравых умом, хотя и страдающих какой-то болезнью. Смотри в «Евергетине» на с. 184 о том, как один великий прозорливый старец во время монашеского пострига видел ту же благодать Духа, какую видел и во время крещения.

433

Как принято в святых афонских монастырях и соборных храмах скитов, иеромонахи вечерню, утреню и прочие священнодействия, для которых не нужна фелонь, совершают в мантиях. Ведь службой (λειτουργία), согласно правилу Антиох. 3, называется всякое священнодействие.

434

Это правило приводится и в Типиконе в разделе Триоди, гл. 27. Если мы хотим придерживаться акривии и не будем угождать чреву, по словам Иоанна Китрского, то это правило нужно понимать так, как понимают разрешение поста во время Арцивурия, т. е. соблюдать его следует там, где находятся яковиты – армяне и тетрадиты, – а не там, где их нет. Поэтому соборное постановление о различных вопросах, которое сохранилось в рукописях, указывает следующее: «Монахи в Сырную седмицу должны поститься в среду и пятницу, если они находятся в монастыре. Если же они отправились куда-то в другое место и за столом предложат сыр, пусть едят его». Думаю, это проясняет слова правила «куда бы они ни поехали», т. е. где бы они ни оказались – вне стен монастыря, а не в обители. Смотри также Апост. 69.

А о том, отчего они называются яковитами, – смотри в предисловии к IV Всел.

А тетрадитами, по словам Властаря, были те, которые не разрешали поста, когда праздновали Пасху, но продолжали поститься, как мы постимся по средам. Возможно, они подражали иудеям, которые на Пасху ели опресноки с горькими травами. Смотри также примеч. к II Всел. 7.

435

Св. Феодор Студит также предает анафеме таких монахов. Смотри его Оглашение 17, в котором он нам заповедует не скрывать своих согрешений.

436

Это правило, как я сказал выше, в одних рукописях содержится, а в других нет. Если у роженицы есть возможность, то она должна соблюсти это постановление; если же нет, то и ей самой разрешается кормить младенца, хотя она и нечиста, как говорит Петр Хартофилакс в 21-м ответе (Деяния. Т. 2. С. 1003).

437

Мы должны понимать, что под селинодромиями здесь имеются в виду не те книги, в которых рассказывается о физических движениях, рождении, прибывании и убывании Луны, но те, в которых говорится, что если, например, Луна полная, то это означает победу, если серповидная – войну, и вообще по различным положениям Луны предсказываются движения и действия людей, зависящие от их свободного выбора.

438

Под каландологиями также нужно разуметь разные предзнаменования, бывающие в календы, т. е. первые дни месяца (некоторые называют их приметами), и т. п.

Смотри об этом VI Всел. 62.

439

Книга Марка, о которой здесь говорится, принадлежит тому еретику Марку, отпрыску гностической ереси, от имени которого получили свое название его последователи – маркосии. Они с усердием занимались подсчетом букв, из которых состоят имена, и в них отыскивали какие-то тонкие смыслы и умозрения. О них говорит св. Епифаний в сочинении против ересей (Epiph. Adv. haer. 34 // PG 41, 581C-625D.). Названная книга не имеет никакого отношения к книге Марка Подвижника – прочь подобную мысль! Марк Подвижник – святой, память которого празднуется 5 марта, и его книгу и сочинения хвалят святейший Фотий (Мириобиблион. Чтение 200. С. 268) (Phot. Bibl. 200// PG 103, 668C-669D.) и Никифор Каллист (Церковная история. Т. 2, кн. 14, гл. 53) (Niceph. Callist. Hist. eccl. ХIV, 54 // PG 146, 1256CD.). Смотри также «Добротолюбие», с. 89.

440

Книга Диадоха – это не сто глав, содержащиеся в «Добротолюбии», – да не будет! – ведь они православны и мы их принимаем (см. с. 203 того же «Добротолюбия»), Однако в рукописях под именем Диадоха сохранилось некое учение, в котором содержатся представления запутанные, странные для слуха большинства и неприемлемые, потому что содержат мысли непонятные и чуждые.

Смотри также в примеч. 3 к Двукрат. 2 другое правило, приписываемое св. Никифору.

441

Так, и в Московии во всю Светлую седмицу не работают, но ежедневно совершают крестные ходы.

Смотри VI Всел. 66.

442

Т. е. не надо петь «Непорочны» в субботу утром на Светлой седмице, как поется во все остальные субботы, потому что на Светлой седмице Псалтирь не читается. А разрешительной (ἀπολύσιμον) правило назвало Светлую седмицу или потому, что в продолжение ее разрешается вкушать любую пищу, или потому, что ее суббота – это завершение (ἀπολύσιμον), т. е. последний день недели, в который она заканчивается (ἀπολύεται).

443

У армян и христиан, живущих на Востоке, был и до сих пор распространен обычай не работать во все четверги от Пасхи до Вознесения, вероятно, из благоговения к четвергу, в который празднуется Вознесение. Из-за нерадения и беспечности молдовлахийского священства там до сих пор в соответствии с этим обычаем соблюдают больше четверги, чем воскресные дни, соблюдения которых, по словам некоторых ученых людей с Востока, они не замечали ни у православных, ни у армян.

444

В «Кратком изложении правил» Арменопула также приводится это правило (разд. 4, тит. 2) под номером 14. Там добавлено, что и мирянин может крестить (Деяния. Т. 1).


Просмотров: 1024


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2023-10-01 00:00:00

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



как угодить Богу:


о Боге и Его Церкви...