О ПРАВИЛАХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ



О ПРАВИЛАХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ / ПРЕДИСЛОВИЕ / Пидалион



По мнению некоторых [1], были различные Соборы, или, лучше сказать, собрания святых апостолов [2]. Первое — в 33 или 34 г. от Рождества Христова — по поводу избрания апостола вместо предателя Иуды, когда были предложены Иосиф и Матфий и выпал жребий Матфию (Деян i, 26). Второе же — когда, оттого что у уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян 4, 32), те из них, которые владели земельными участками и домами или чем-то другим, продавали их и приносили их стоимость к ногам апостолов, для того чтобы те распределили ее среди неимущих (см. Деян 4 ,3 2 -3 5 ) . Однако из текста Деяний нельзя сделать ясного заключения об этом собрании. Третье состоялось тогда, когда были избраны семь диаконов, для того чтобы пещисъ о столах (Деян 6, 2). Четвертое — когда апостолы и братья из обрезания (Т. е. из иудеев.), услышав, что Петр крестил язычника Корнилия и тех, кто был с ним, разошлись с ним во мнениях (см. Деян 11 , 1 - 2 ) . Пятое — когда апостолы и пресвитеры собрались для того, чтобы решить вопрос, неужели не могут спастись верные, не обрезывающиеся по закону Моисееву, как это утверждали некоторые, пришедшие из Иудеи в Антиохию. Именно это собрание любой рассудительный человек должен называть в собственном смысле Собором и собранием апостольским, а лучше сказать — примером и первообразом последующих Соборов, поскольку оно имеет и название, и отличительные свойства Соборов. Восстали некоторые из фарисейской ереси и говорили, что должно обрезывать их (Деян 15 ,5 ) (вот распря и спор, из-за которых требовался Собор). Апостолы и пресвитеры собрались (Деян 15, 6) (вот поименованные Собор и собрание). По долгом рассуждении (Деян 15, 7) (вот и предварительное исследование по поводу этой распри). Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили (Деян 15, 22). И угодно Святому Духу и нам (Деян 15, 28) и пр. (вот принятие решения и постановление). Было же это собрание на 17-м году после вознесения Христа. Шестое собрание апостолов произошло в 56 или 58 г., когда Павел пришел к Иакову, брату Божию; пришли к нему и все пресвитеры (см. Деян 21, 18). Некоторые же настаивают, что было и другое собрание апостолов в Антиохии, на котором было изложено 9 правил, как отмечают отдельные западные отцы (о чем см. примеч. ι к Апост. 85), и сверх того еще другие собрания, из которых крупнейшее и замечательное, как говорят западные, было в 44 г., когда апостолам предстояло разлучиться друг с другом. Между прочим, на нем они составили Символ веры, называемый апостольским (см. о нем примеч. 3 к VI Всел. ι).

Таким образом, мы все это оговорили, но древность, надо полагать, не сохранила для нас в предании никакого точного сведения, на каком из названных собраний божественные апостолы передали через Климента 85 настоящих правил [3]. Однако можно сказать, что апостолы составили их во время упомянутого крупнейшего и замечательного своего собрания, когда им предстояло разлучиться и разойтись на проповедь Евангелия.

Многие еретики, а пожалуй, и некоторые из западных (сказал же я «пожалуй», потому что, по свидетельству Антония Фореста иезуита в «Приготовлении к священству», их Тридентский вселенский собор утвердил все правила, числом 85), будучи обличаемы настоящими правилами во введении новшеств, отверзают на них свои уста, говоря, что они ни в совокупности, ни по отдельности не являются подлинными правилами святых апостолов. Мы же со многим усердием постарались оградить их тысячей щитов и всеми стрелами сильных, как поется в псалме (См. Пс 119, 4), чтобы и от одного вида этого многочисленного всеоружия издали устрашался всякий враг. Скажу об этом яснее: мы позаботились исследовать, какие правила Соборов подтверждают эти апостольские правила дословным их повторением, а какие утверждают их одним названием апостольских.

Дословным повторением подтверждаются следующие:

5-е апостольское правило подтверждается 13-м правилом VI Вселенского собора;

17-е и 18-е — правилом VI Всел. 3;

22-е и 23-е — правилом Двукрат. 8;

26-е — правилом VI Всел. 6;

27-е — правилом Двукрат. 9;

29-е — правилом VII Всел. 5;

30-е — правилом VII Всел. 3;

34-е — правилом Антиох. 9;

38-е — правилом VII Всел. 12;

40-е — правилом Антиох. 24;

41-е — правилом Антиох. 25;

53-е — Деяниями VII Всел.;

64-е — правилом VI Всел. 55;

73-е — правилом Двукрат. 10 .

Только именем апостольских подтверждаются следующие:

12, 13 и 16-е апостольские подтверждаются письмом Александра Александрийского, которое он послал к Александру Константинопольскому (Феодорит. Церковная история. Кн. 1, гл. 4 или, по другим источникам, 3) (PG 8 2 ,892В);

14-е и 15-е апостольское — правилом I Всел. 15, а также и письмом, которое послал Константин Великий Евсевию Кесарийскому (Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 3, гл. 59 и 6о или, по другим источникам, 6 ι) (PG го , 1128В, 1136А.);

34-е и 35-е — правилом III Всел. 8;

74-е — соборными протоколами, составленными в Константинополе относительно Агапия и Вагадия Константинопольским Поместным собором, о котором в «Пидалионе» смотри после Сарди- кийского.

Все 85 апостольских правил подтверждаются правилами VI Всел. 2 и VII Всел. 1. А 6-я и 137-я новеллы Юстиниана, утверждая их, говорят: «Мы верим, что это будет, если только в точности будут соблюдаться священные правила, которые передали справедливо воспеваемые и достопоклоняемые самовидцы и служители Божественного Слова — апостолы, а святые отцы сохранили и истолковали».

Упоминают о них и Феодосий с Валентинианом в сакре, выступая против Иринея, еп. Тирского (см.: Досифей. Двенадцати- книжие. С. 6ю ). Подтверждают их также истолкователи правил, а именно: Зонара, Вальсамон, Алексей Аристин, магистр и логофет Симеон, иеромонах Матфей Властарь, Иосиф Египетский, Фо- тий. Подтверждает их также Иоанн Дамаскин, говоря: «85 правил святых апостолов через Климента (Изложение православной веры. Кн. 4, гл. 17)» (PG 9 4 ,1180С). О правилах святых апостолов говорит также Иоанн Антиохийский в тит. 50, а Иоанн Схоластик Константинопольский в предисловии к сборнику правил учит так: «Святые ученики Господа и апостолы через Климента изложили 85 правил». Остается сказать о том, что 25 правил Антиохийского собора не только по смыслу согласны с апостольскими, но в разрозненном виде содержат в себе целые речения из них. Доказательством подлинности апостольских правил служит и их согласие и близость по смыслу с другими правилами, как соборными, так и отдельных отцов, что показано в этой книге при каждом апостольском правиле. Трудно, а вернее невозможно, поверить, что самопроизвольно и случайно согласовались с ними столь многие соборы Вселенские и Поместные и столь многочисленные правила отдельных отцов. И наоборот, безусловно, легче всего поверить в то, что весьма многие правила, предваряемые этими апостольскими как столь великими первообразами и надежнейшими основаниями, путем подражания согласовались с ними и были воздвигнуты на их основе.

П Р И М Е Ч А Н И Я

[1] Досифей сообщает о них на с. 14-18 «Двенадцатикнижия». Равным образом делает это и архим. Спиридон Милиас, приводя во 2-м т. «Си- нодикона», на с. 1015, дословную выдержку из книги Досифея. Однако у обоих сведения об очередности этих апостольских собраний не упорядочены. Поэтому мы, следуя больше порядку глав Деяний апостольских, придали им более стройный порядок, изменив их очередность.

[2] Лучше сказать «собрание», потому что св. Марк Эфесский на Флорентийском соборе отвечал латинянам: «Мы называем это собранием апостолов, а не Собором», как Сильвестр, великий экклисиарх, написал в разд. 6, гл. б. И отвечал правильно, как человек ученейший, ибо Собором является съезд избранников Церкви из разных митрополичьих областей (έτταρχιών) (В тех случаях, когда в греческом тексте «Пидалиона» слово επαρχία употребляется в смысле provincia metropolitana, мы переводим его «митрополичья область».(Provincia metropolitana — единица деления в Церкви Римской империи, в своих границах совпадала с границами гражданских провинций.)) и патриархий земли в один какой-либо город. А собрание есть их совместное пребывание в назначенный день в одном и том же месте и в одно и то же время.

[3] Я сказал «надо полагать», а не «конечно» потому, что св. Мелетий (в слове об опресноках), приводя в свидетельство апостольское правило об опресноках, говорит, что Климент написал апостольские правила по повелению Петра и Павла (а с тем, что это выражение из написанных Климентом «Апостольских постановлений» сохраняется и в апостольских правилах, с несомненностью согласится любой рассудительный человек при простом только их прочтении). А Георгий Сугду- рис в описании путешествий Петра и Павла говорит, что, сошедшись в Антиохии, Петр и Павел составили эти апостольские правила. И тот же Климент сам пишет свое имя в 85-м апостольском правиле. Св. Климент был не только учеником и спутником ап. Петра, на что указывает послание Игнатия Богоносца к траллийцам: «Аненклит и Климент, (служащие) Петру» (Ign. Ер. ad T ral. 7 // PG 5, 788А). Климент стал епископом Рима или непосредственно после Петра, или же четвертым, т. е. после Петра, Лина и Клита (или Анаклита, или Аненклита). Но был он и учеником Павла, как это показывает Послание Павла к филиппийцам, гласящее: И с Климентом и с прочими сотрудниками моими (Флп 4, 3).

85 П Р А В И Л
СВЯТЫХ И ВСЕЧЕСТНЫХ АПОСТОЛОВ, ИСТОЛКОВАННЫЕ НА СОВРЕМЕННОМ НАМ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОМ ЯЗЫКЕ

Смотри:

Пидалион

https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/pidalion/

или 

Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями

https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/

 


Просмотров: 400


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - О ПРАВИЛАХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

По описанию (Google) - О ПРАВИЛАХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ / ПРЕДИСЛОВИЕ / Пидалион

По названию (Yandex) - О ПРАВИЛАХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

По описанию (Yandex) - О ПРАВИЛАХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ / ПРЕДИСЛОВИЕ / Пидалион

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2023-10-01 00:00:00

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



как угодить Богу:


о Боге и Его Церкви...