Оглавление
Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский / Оглавление
Предисловие
- I. О СВЯТЫХ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ И ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ
- 1. О том, что церковных Таинств – семь
- 2. О крещении
- 3. О миропомазании
- 4. О Божественном причащении
- 5. О рукоположении
- 6. О браке
- 7. О покаянии
- 8. О святом елее
- 9. О воскресении и восстании тел
- 10. Почему Слово Божие соединилось не с высшим естеством ангельским, а с человеческим.
- 11. О том, что Христос и Сам принял Таинства.
- 12. О том, что Сам Спаситель совершил литургию.
- 13. О том, что Спаситель по человечеству принял чин иерея и архиерея
- 14. О том, что и честный брак Христос благословил и в отношении к Себе Самому, при посредстве Церкви, совершил Его во Святом Духе
- 15. О том, что браку Христос предпочитал девство
- 16. О том, что девство есть брак со Христом
- 17. О том, что и тайну покаяния открыл Сам Спаситель
- 18. О том, что и дела покаяния Христос совершал ради нас
- 19. О том, что ради тайны покаяния дарована архиереям благодать решить и вязать, и именно от Христа
- 20. О том, что и монашеский образ объемлется тайной покаяния, и почему монашеский чин называют ангельским образом и одеждой покаяния, и какова его сила
- 21. О том, что Сам Спаситель в Себе Самом явил нам этот святой образ
- 22. Что означают слова Христа «предоставь мертвым погребать своих мертвецов»
- 23. Что означают слова Христа «Никто, возложивший руку свою на плуг...»
- 24. О том, что и Таинство святого елея, или молитвомаслия, установлено Спасителем.
- 25. Для чего и в святом и великом мире и в елеопомазании употребляется елей
- 26. Для чего сейчас же после рождения младенца священник совершает молитву
- 27. Последовательное объяснение того, что совершается перед крещением, во время и после него
- 28. О том, что и Господь принял имя на восьмой день, когда наречён был Иисусом
- 29. Объяснение того, что совершается в Божественном крещении
- 30. О том, что восприемник крещаемого должен быть православным и благочестивым
- 31. Что означает «аллилуйа»
- 32. О том, что (формула) «крещается раб Божий» имеет преимущество (перед выражением) я «крещаю раба Божия»
- 33. Что приносит крещаемому помазание, или миро
- 34. О том, что всякий крещеный и помазанный имеет в себе, в возможности, все божественные дарования, открывающиеся в известное время, исключая дар священства
- 35. Зачем постригают волосы у крещаемых и одевают на них кукуль и анаволий
- 36. О том, что причащение Таин есть венец крещения и миропомазания
- 37. Против латинян и о том, что не должно отлучать детей от Причастия
- 38. О том, что священник с осторожностью должен употреблять воду крещения и подобные ей святыни
- II. О СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ СВЯТОГО МИРА
- 39. О приготовлении и варении Божественного мира
- 40. О священнодействии святого мира
- 41. Изъяснение молитвы о мире
- 42. О том, что миро принимают все верные, а рукоположение – исключительно архиереи и священники
- 43. О том, что Таинства преподаются одно через другое и одно через другое совершаются
- 44. О том, что епископ совмещает в себе семь священнодействий
- 45. О том, что от одного епископа миро и рукоположение, что через него епископская благодать простирается на все священные действия
- 46. О том, что Христос – источник священства и что от Него через преемников Его преподается благодать
- III. О СВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ
- 47. Что знаменует нисшествие святителя с кафедры и священные одежды и облачение в них
- 48. Об архиерейской мантии, панагии и пастырском жезле
- 49. О том, что архиерейских священных одежд семь, какие они и какое каждая из них имеет значение
- 50. О том, что омофор, в который облачают архиерея, имеет особый смысл и что поэтому его следует приготовлять из шерсти, а не из иной материи. А также о том, что значит шествие по направлению к западной стороне храма
- 51. Какое значение имеет принятие благословения от первого архиерея подчиненными ему архиереями, и священниками, и клириками, перед облачением их в священные одежды, и делаемый ими поклон .
- 52. О том, что совершается на проскомидии
- 53. Какое значение в предложении имеет святой дискос и иные принадлежности
- 54. Почему приносится хлеб квасной
- 55. Почему приносимый для священнодействия хлеб четырёхчастен
- 56. О том, что латиняне поступают неправильно, принося опресноки и притом округлые, ибо Христос воплотился, сама же плоть -от стихий
- 57. Против латинян, приносящих опресноки .
- 58. Что значит: подобно Царство Небесное квасу
- 59. Почему в законе хлебы опресночные, а в благодати – квасные
- 60. О том, что совершается на проскомидии
- 61. Против армян
- 62. О частицах, приносимых на проскомидии за святых и всех благочестивых
- 63. Для чего бывает каждение после проскомидии
- 64. Что означают звездица, священные покровы и воздух
- 65. Кого изображает собою архиерей и кого служащие с ним
- 66. Что знаменует святой алтарь, и что – священная трапеза
- 67. О том, что на земле, как и на Небесах, место занимают и приобщаются Тайн по чину, внутри и вне алтаря, освящённые и миряне
- 68. Об антидоре и о том, что это – хлеб освященный
- IV. О СВЯТОМ ХРАМЕ И ОСВЯЩЕНИИ ЕГО
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма.
- 71. Для чего архиерей облачается в срачицуи опоясывается
- 72. Для чего во время освящения храма удаляются из него миряне
- 73. Для чего выносятся движимые вещи
- 74. Для чего употребляются мастика и ароматы
- 75. Для чего трапеза омывается водой
- 76. О священных антиминсах
- 77. О четырех платах, находящихся на Божественной трапезе
- 78. Для чего трапеза омывается вином и розовой водой
- 79. Для чего трапеза помазывается миром и поётся аллилуйа
- 80. Что означают платы, срачица и прочее на Божественной трапезе
- 81. Что означают светильник и каждение по всему храму
- 82. О том, что после освящения архиерей отлагает срачицу и полагает мощи
- 83. Для чего мощи мучеников полагаются под жертвенник
- 84. Для чего мощи переносятся из старого храма в новый
- 85. Для чего затворяются двери и поется возмите врата
- 86. Для чего преклоняет колена архиерей
- 87. Какую силу имеет молитва на обновление храма, читаемая перед дверьми
- 88. О том, что во всяком Божием храме необходимо совершать обновление
- 89. О праздновании дня рукоположения
- 90. О том, что до сих пор совершается обновление в Церкви Солунской
- 91. О чине обновления
- 92. О том, что в Константинополе прежде совершалось обновление
- 93. Для чего на мощи возливается миро, и зачем они полагаются под жертвенник
- 94. О священном совершении божественных антиминсов и о том, почему они делаются преимущественно из льна
- 95. Что являют собой храм и находящиеся в нём?
- 96. О том, что Ветхий Завет предызображал действия благодати
- 97. О том, что не почитающие священных домов и прочих святынь – погибают
- 98. О том, что храм является символом единого в Троице Бога
- 199. Что знаменует трапеза и всё, находящееся на ней. О том, что всё на ней – Христос
- 100. Что означают завеса и поддерживающие её четыре столба
- 101. Что означает приносимый воск
- 102. Что такое горнее место и его ступени
- 103. Что означают столбики, верхний космит и всё, окружающее его (πεπλον)
- 104. Для чего в приалтарном полукружии находится предложение и что оно означает
- 105. О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 106. О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 107. Что означают многосвечники, двенадцатисвечники и трёхсвечники, и прочие светильники, возжигаемые в церкви
- 108. Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания
- 109. Как народ должен стоять в храме
- 110. Когда царь причащается в алтаре и каким образом
- 111. Каким образом царь провозглашается царём
- 112. Как венчается царь
- 113. Для чего царь помазывается миром и совершается над ним молитвословие
- 114. Почему новый царь приводится для совершения над ним помазания царями-отцами или военачальником
- 115. О том, что в прежние времена Церковь совершала молитвословие и над сановниками
- 116. Что означает священное одеяние, возлагаемое на царя, и что знаменует собой жезл
- 117. Что знаменует собой вход царя во святое святых
- 118. О том, чего причащается царь, вступая в пределы алтаря
- 119. О местах стояния в храме верных, оглашенных и кающихся
- 120. О том, что ныне не все согрешившие выводятся из храма вместе с оглашенными
- 121. Для чего в храмах существуют притворы и места для оглашенных
- 122. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храма, в преддверии, и что означает открытие храмовых врат и вхождение в них
- 123. О том, что вне алтаря бывают два рукоположения, а в алтаре три
- 124. О том, что все Таинства Церкви совершает один только епископ
- 125. Как иерарх посвящает во чтеца
- 126. Для чего полагается эта печать на чтеца и о том, что пострижение необходимо
- 127. В чём состоят обязанности чтеца
- 128. Об иподиаконах
- 129. Рукоположение иподиакона
- 130. Для чего иподиакон облачается в белый стихарь и препоясывается
- 131. В чём состоят обязанности иподиакона
- 132. О диаконах
- 133. О том, что диаконы, по примеру семи диаконов, поставляются и судьями, и исполнителями важных служений
- 134. Для чего назначаемый к рукоположению в иподиакона или диакона получает свидетельство, и притом от семи пресвитеров, а не от диаконов
- 135. О том, что рукополагаемый в диакона должен быть совершенных лет
- 136. Рукоположение диакона
- 137. О том, что во время рукоположения рукополагаемый должен молиться за всех, так как это тогда наиболее полезно
- 138. О том, что во время рукоположения иерарх трижды знаменует рукополагаемого троекратной печатью
- 139. С какой целью рукоположенного поднимают от престола и облекают в священные одежды
- 140. Что символизирует орарь, и для чего диакон возлагает его на левое плечо
- 141. Почему орарь так называется, а также о шестикрылых Серафимах и о том, что диаконы, надевая орарь, уподобляются Серафимам
- 142. Что означает целование диаконом престола, руки и ланиты архиерея и диаконов
- 143. Для чего рукоположенный диакон в течение семи дней непрерывно совершает литургию, равно как и пресвитер
- 144. О пресвитере
- 145. Почему пресвитер рукополагается тридцати лет от роду
- 146. Рукоположение пресвитера
- 147. Для чего пресвитер приемлет на шею свою орарь, т. е. епитрахиль
- 148. Каков символический смысл фелони
- 149. О том, что рукополагаемому иерею даётся в залог Божественный Хлеб и сколь это страшно
- 150. О том, что опасно совершать священнослужение небрежно
- 151. Для чего новорукоположенные диакон и пресвитер читают: первый – последнюю ектению, а второй – заамвонную молитву
- 152. Об одеждах диаконов и пресвитеров, рукоположенных из мирян
- 153. О священных одеждах: короткой фелони и прочих
- 154. Об архиерее
- 155. О том, что без избрания никто не поставляется епископом
- 156. О священных решениях церковных и о том, что в них должны принимать участие все епископы или, по крайней мере, трое
- 157. О том, что хартофилакс сидит среди избирающих епископов
- 158. О том, что при избрании бывает молебен
- 159. О том, что избираемых надо вносить в документ в том порядке, в каком они были избраны, а не по степени или сану
- 160. О епископе, подлежащем избранию и присутствующем на соборе
- 161. О том, что мнение архиепископа есть как бы Божественный жребий
- 162. О том, что когда избранные не пожелают принимать епископство, то назначаются новые выборы
- 163. О том, как совершается наречение
- 164. О том, что и при наречении бывает молебен, воскурение фимиама и освящение .
- 165. О рукоположении епископа
- 166. Об исповедании веры и первом запечатлении
- 167. Что означают изображаемые на полу три реки, город и орёл
- 168. О первом запечатлении крестным знамением
- 169. О том, что наречение есть соглашение, взаимное обязательство и залог и что вручение сего залога, божественные брачные дары и залоги благодати суть исповедание, запечатление и целование
- 170. Для чего избранный епископом надевает епигонатий и не выходит при первом входе
- 171. Почему избранный епископом доводится до святых врат пресвитерами
- 172. Рукоположение епископа
- 173. Для чего на главу рукополагаемого полагается Евангелие
- 174. Почему архиерея называют «владыка святый»
- 175. Что знаменует омофор
- 176. Почему архиерей снимает омофор во время чтения Евангелия и при совершении Божественного священнодействия
- 177. Что означает слово аксиос, возглашаемое о рукополагаемом, а также целование священного престола и первого архиерея в десницу и ланиту, а прочих – в уста
- 178. О том, как совершается целование при рукоположении патриарха
- 179. О чине патриархов, архиепископов и епископов
- 180. Против латинян о том, что в Троице только Отец – Первопричина и что поэтому иные начала в Ней недопустимы
- 181. Что означает преподание мира во время чтения Апостола и для чего рукоположенный принимает благословение от первого епископа, чтобы преподать мир
- 182. О том, что рукоположенный приобщается Святых Таин первым, и о том, как совершается приобщение
- 183. О том, что рукополагаемого сажают на престоле после рукоположения, чем обозначается его утверждение на церковной кафедре
- 184. Для чего рукоположенный выезжает в город и благословляет его
- 185. Что означал приход новорукоположенного архиерея к царю и молитва, и как это совершалось в прежние времена
- 186. О том, что рукоположенный архиерей совершает целование трижды, и как происходит каждое из них
- 187. Для чего при третьем и последнем целовании приносят фимиам с розовой водой, а также об акте, или грамоте, удостоверяющей рукоположение
- 188. О поставлении и рукоположении патриарха
- 189. Об объявлении избрания новоизбранному патриарху
- 190. Как совершается объявление избрания.
- 191. Против утверждающих, что царь поставляет патриарха
- 192. О том, что если избранный не был прежде священником, то сначала посвящается в священника и потом принимает наречение; также о производстве в патриарха.
- 193. О том, что царь посылает избранному патриарху мантию и панагию, а посох вручает собственноручно
- 194. О возведении на престол и о мире, преподаваемом архиереем, а также о воздаянии ему от народа, сколько он может
- 195. О том, что божественных и великих архиереев – Петра Александрийского и Иоанна Златоустого возводили на престолы и после смерти их, ради вышнего мира
- 196. О возведении патриарха на престол
- 197. Как совершается рукоположение патриарха, если он не был прежде епископом
- 198. О том, что и патриарх подчинен церковным правилам и что перед рукоположением в епископа он совершает перед Церковью своё исповедание веры
- 199. О том, что при рукоположении патриарха архиереи входят в алтарь не посредине, а справа
- 200. О том, что если присутствует митрополит Ираклийский, то он рукополагает патриарха, а если нет, то первый из других архиереев
- 201. Как при рукоположении патриарха совершается целование
- 202. О том, что всё относящееся к каждой степени священства Спаситель совершил Сам по отношению к Себе
- 203. О том, что Христос и иереем, и учителем, и архиереем рукоположен по человечеству от Отца
- 204. О том, что после Преображения Христос, как бы рукоположив двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедовать перед лицом Своим
- 205. О различных рукоположениях вне алтаря – настоятелей и чинов церковных и, в первую очередь, о рукоположении великого иконома
- 206. О великом сакелларии и великом сосудохранителе – скевофилаксе
- 207. О великом хартофилаксе и сакеллии
- 208. О протэкдике
- 209. О прочих клириках
- 210. Почему в алтаре, при рукоположении епископа, пресвитера и диакона, говорится: Божественная благодать, а вне алтаря, при рукоположении чинов церковных: благодать Всесвятого Духа
- 211. О том, что рукополагаемые в первые чины и в должности судей принимают от архиерея в руки и Евангелие
- 212. О том, что обязанности церковных чинов должны исполнять освящённые, а не миряне, как допускается в некоторых местах и как, например, принято в Трапезунде
- 213. О том, что не должно поставлять духовниками простых монахов
- 214. Для чего дается наставление духовнику.
- V. О ПОКАЯНИИ
- 215. О том, что покаяние состоит в том, чтобы постоянно сокрушаться, называть и считать себя грешником, и прибегать к исповеди, и что между людьми никто не чист
- 216. О том, что каяться должно всем: и освященным, и мирянам
- 217. О том, что проповедовать покаяние и было, собственно, делом Спасителя и апостолов и что это прежде всего долг архиереев и иереев
- 218. О том, что дело побуждения верных к покаянию есть истинная проповедь
- 219. О том, что нужно быть внимательным к тем, которые говорят, что каются, и принимать искренне приходящих, а тех, которые это делают лицемерно, испытывать
- 220. Об исповеди: как она должна совершаться.
- 221. Как нужно сидеть и держать себя принимающему исповедь и как – исповедующемуся
- 222. О том, что в нас есть три силы, действием которых мы совершаем доброе или согрешаем: словесная, раздражительная и желательная – и которые вместе называются тричастностью души
- 223. О том, что в нас существуют и другие три силы, по отношению к которым мы совершаем или хорошее, или дурное: ум, произносимое слово и телесные движения
- 224. О том, что посредством ума совершается хорошего в силах словесной, раздражительной и желательной у тех, которые их упражняют, и что, напротив, бывает у тех, которые к ним невнимательны
- 225. Что хорошего по отношению к трехчастной силе души совершает человек словом и в чем, по нерадению, погрешает
- 226. Какие добрые дела совершаются трехчастной силой души, когда человек внимает себе, и какие злые – когда не внимает
- 227. О том, что для всякого необходима исповедь, потому что и согрешаем мы все .
- 228. О том, что и живущему благоговейно нужно жить под руководством, и принимать от отца духовного епитимии, и не полагаться на себя
- 229. Почему образ монашеский называется ангельским
- 230. Почему возводимые ныне в епископство должны быть из монахов
- 231. О монашеском посвящении
- 232. Что означает, что постригаемый должен быть босым и нагим, без покровов
- 233. Почему постригаемого в монахи приводят нагого, держа его в своих объятиях, и что означают его земные поклоны и прочее
- 234. Почему постригаемый дает обеты в виде вопросов и ответов, тогда как они – дело добровольное
- 235. Что означает пострижение волос
- 236. В чем сила молитв, читаемых перед пострижением волос
- 237. Что означают одежды священного образа монашеского
- 238. О том, что монах и внешним видом подражает смерти Христовой
- 239. О том, что после целования и всех обрядов посвящения следует Приобщение, как завершение всех благ
- VI. О ЧЕСТНОМ ЗАКОННОМ БРАКЕ
- 240. Для чего во время совершения брака возлагаются венцы
- 241. О том, что не должно сочетать браком православного с иноверными
- 242. Об обручении
- 243. О совершении брака
- 244. О восприемнике при браке
- 245. О том, что совершение брака – дело собственно архиерея
- 246. О том, что сочетающиеся браком должны быть чистыми, и получить благословение во святом храме, и приобщиться Святых Тайн
- VII. О СВЯЩЕННОМ ТАИНСТВЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ, ИЛИ О ЕЛЕОСВЯЩЕНИИ
- 247. Почему Таинство елеосвящения совершают семь пресвитеров или иногда, за недостатком иереев, трое
- 248. О том, что сила святого елея – величайшая
- 249. О нововведении латинян относительно елеосвящения
- 250. О том, что елей, употребляемый при елеосвящении, не таков, каким помазуются умершие
- 251. О том, что на усопших монахов возливается елей, а на мирян сыплют пепел из кадильницы
- 252. О совершении елеосвящения
- 253. Почему во всех Таинствах по две молитвы.
- 254. О том, что Таинства двойственны: они вещественны и духовны, соответственно нам, природа которых двойственна
- 255. Что совершается через святой елей
- 256. О том, что оставшийся после помазания святой елей должно сберегать
- 257. О том, что ошибки иереев должны исправлять архиереи
- VIII. О БОЖЕСТВЕННОЙ МОЛИТВЕ
- 258. О спасительном именовании и призывании Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в поистине священной и боготворной молитве
- 259. О блаженных наших отцах патриархе Каллисте и Игнатии
- 260. Что такое священная молитва
- 261. О том, что христиане: лица священного сана, монахи и миряне – должны, по возможности, молиться о имени Иисуса Христа, по крайней мере, в определенное время
- 262. О том, что, кроме литургии, в Церкви бывает семь суточных хвалений
- 263. Почему существует семь хвалений
- 264. Почему пение на дни святых и священные праздники мы начинаем с вечера
- 265. О том, что Божественная литургия есть служба особенная, Самим Спасителем вверенная священникам, и не сливается с другими молениями, и не причисляется к ним
- 266. О соблюдении так называемого хвалебного последования
- 267. Об Иерусалимском уставе
- 268. О Полунощнице и о том, для чего ударяют в доску
- 269. Что означает, при отсутствии священника, читаемое в начале «молитвами святых отец наших»
- 270. О пятидесятом псалме
- 271. О псалмах Непорочного
- 272. Почему и утром и вечером читается «Символ веры»
- 273. О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам
- 274. О девяти песнях канонов
- 275. О песнопениях, произносимых сидя
- 276. О кондаке и икосе
- 277. О екзапостиларии, хвалитех и великом славословии
- 278. О «Трисвятой» песни
- 279. Что означают в «Трисвятом» слова «Святый, Святый, Святый» и прочее
- 280. Что означают слова «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас»
- 281. О Петре Кнафее
- 282. Когда читается «Трисвятое»
- 283. О песни «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и о том, кем она составлена
- 284. Краткое толкование священнейшей молитвы «Отче наш»
- 285. Почему во всех молитвах и прежде всякой молитвы мы испрашиваем у Бога милости.
- 286. Что значит «премудрость, вонмем» и «премудрость, прости»
- 287. О молитве отпуста
- 288. О первом часе
- 289. Почему на каждом часе и на других последованиях полагается сорок раз возглашать «Господи, помилуй»
- 290. О следующих часах: третьем, шестом и девятом, вместе с первым
- 291. О псалмах третьего, шестого и девятого часа
- 292. О том, что все последования, по чиноположению, совершаются в три периода времени: и в честь Троицы, и для предупреждения нашей лености
- 293. О последовании так называемых изобразительных
- 294. Краткое толкование «заповедей блаженств» Спасителя
- 295. О вечерне и о том, что преимущественно три службы начинаются у престола и у него заканчиваются: утреня, Божественная литургия и вечерня
- 296. О том, что три первые псалма Псалтири относятся преимущественно к Господу
- 297. Что означают вечерний вход, преклонение иерея и поднятие им главы, а также восхождение к алтарю и вход
- 298. Для чего вечерний вход бывает торжественнее в субботу и прочие Господские праздники, и в праздники святых
- 299. Что означает вход утренний
- 300. О том, что и в монастырях в день недельный утренний вход совершается во образ Воскресения
- 301.Что означают дневные прокимны
- 302. О сугубой ектении и молитвах прошений, как о деле совершенно необходимом
- 303. О литии в притворе и о прочих молитвословиях вне храма
- 304. О последней молитве на литии
- 305. Для чего светильники несут перед иереем
- 306. О так называемом благословении хлебов
- 307. О последовании повечерий
- 308. О том, что должно сохранять общие уставы
- 309. Начало постановлений и чиноположений так называемого песненного последования
- 310. О песненной вечерне
- 311. Что означает фимиам, в молчании распространяемый перед вечерней и утреней
- 312. О трех малых антифонах на песненной вечерне
- 313. О песненной утрени
- 314. О совершаемых в притворе молитвах, о бывающем там каждении и входе. О значении всего этого
- 315. О пятидесятом псалме
- 316. О третьешестом часе в посты и о литургии Преждеосвященных Даров
- 317. Почему литании совершаются вне храма и для чего при их совершении носят кресты и святые иконы
- 318. Для чего на вечерне во время паремий возжигаются светильники и что значат слова свет Христов просвещает всех
- 319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров
- 320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы
- 321. О возносимом святом хлебе Панагии
- 322. О благочинии при трапезе братий и о молитвах
- 323. О возношении хлеба Пресвятой (Панагии).
- О кончине нашей, и о священном чине погребения, и о совершаемых по обычаю поминовениях
- 324. О частом приобщении страшных Тайн как деле для всех особенно полезном
- 325. О погребении архиереев и иереев, а также монахов и мирян
- 326. Для чего на останки усопшего полагается святая икона
- 327. Для чего, когда усопших несут в храм, поётся «Трисвятая» песнь
- 328. Об усыпальницах и как погребаются в них останки
- 329. О тех, которые действуют беспорядочно и смешивают все в своих действиях, и о том, что это очень опасно
- 330. О бесчинно входящих в алтарь неосвящённых лицах и о чине погребения усопших
- 331. Что означает целование, которое мы даем умершим
- 332. Что означают слова вечная память, которые поются в конце погребения
- 333. Почему за усопших полагается только двенадцать поклонов
- 334. О том, что священнейшее жертвоприношение благотворнее всего для усопших
- 335. О коливе, приносимом за усопшего
- 336. Для чего совершаются третины, девятины, сороковины и прочие поминовения
- 337. Для чего ежегодно совершаем мы поминовение отшедших
Предисловие
Книга святителя Симеона Солунского объясняет символику и смысл совершаемых в храме таинств и других священнодействий. В ней также подробно рассматриваются различные стороны (аспекты) храмовой жизни, правила поведения верующих в Церкви и совершения богослужений, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения, на основе Священного Предания. Книга рассчитана на всех, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие.
Святитель Симеон, архиепископ Солунский (XIV – 1429) – знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа (14161417–1429) он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защитник религиозной и политической независимости своей паствы: благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти святого Симеона.
Будущий святитель родился в Константинополе. Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе.
В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукоположен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города.
Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть. Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святителе и его дух жили во множестве его выдающихся трудов. Его официальное прославление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата.
Святитель Симеон – автор множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех работах он был пламенным защитником Православия – характерной для него является фраза: «Истинное благо для людей – быть Православными, а если не быть, то лучше умереть.»
Святитель признан величайшим византийским литургистом. Он наиболее знаменит своим массивным трудом Диалог против Ересей и о Единственно-Истинной Нашей Христианской Вере, а Также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви, который считается классическим. Вместе с некоторыми его другими работами, он был впервые опубликован патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведён на новогреческий в 1791 году и на русский в 1856–1857 году, а затем воспроизведён у Миня в его Patrologia Graeca.
Как экзегет богослужения, святитель придерживался преимущественно мистического толкования, следуя, главным образом, Дионисию Ареопагиту. Сочинения святого Симеона очень ценятся исследователями православного богослужения;
Память святителя Симеона отмечается 15 сентября.
Данная книга «Премудрость нашего спасения» представляет собой адаптированное для современного православного читателя переиздание книги 1856 года «Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского».
Любые замечания и пожелания читателей будут с благодарностью приняты издателем.
Просмотров: 533
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Оглавление
По описанию (Google) - Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский / Оглавление
По названию (Yandex) - Оглавление
По описанию (Yandex) - Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский / Оглавление
Вопрос-ответ
последние вопросы
как угодить Богу:
-
Непогреши́мость (безошибочность)
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1784 -
Святые Вселенские Соборы
Святые Вселенские Соборы / Пидалион / Каждый Вселенский собор есть сама Святая и Соб...
219 -
Пожертвование на храм
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Мн...
5121 -
Приглашаем певчих
Приглашаем певчих / Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. г. Самара, Русская...
6990 -
Расписание богослужений: 7 июня 2024 г. - 14 сентября 2024 г.
Богослужения в общине храма Бога в честь Владимирской иконы Божией Матери: 7 июня 202...
895 -
О подготовки ко Причастию
Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и с...
854 -
после Пасхального ночного богослужения в храме Бога
Фотографии после Пасхального ночного богослужения / каменный Храм в честь Владимирско...
1530 -
Чин последования исповеди
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
2441 -
О сектах
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
2075 -
Оглавление
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
6474 -
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
3130 -
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
2516 -
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
3179 -
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
1869 -
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
3869 -
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
2856 -
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
3309 -
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
1814 -
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
3437 -
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
1999 -
Оглавление
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
900 -
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
1091 -
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
1732 -
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
1353 -
Оглавление
Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Вла...
1789 -
НАЧАЛО БУКВЫ Α
НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1590 -
НАЧАЛО БУКВЫ Β
НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1541 -
НАЧАЛО БУКВЫ Γ
НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1231 -
НАЧАЛО БУКВЫ Δ
НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1125 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ε
НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
2135 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ζ
НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
831 -
НАЧАЛО БУКВЫ Η
НАЧАЛО БУКВЫ Η / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
1022