Оглавление



Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский / Оглавление



Предисловие 

  • I. О СВЯТЫХ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ И ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ 
    • 1. О том, что церковных Таинств – семь 
    • 2. О крещении 
    • 3. О миропомазании 
    • 4. О Божественном причащении 
    • 5. О рукоположении 
    • 6. О браке 
    • 7. О покаянии 
    • 8. О святом елее 
    • 9. О воскресении и восстании тел 
    • 10. Почему Слово Божие соединилось не с высшим естеством ангельским, а с человеческим. 
    • 11. О том, что Христос и Сам принял Таинства. 
    • 12. О том, что Сам Спаситель совершил литургию. 
    • 13. О том, что Спаситель по человечеству принял чин иерея и архиерея 
    • 14. О том, что и честный брак Христос благословил и в отношении к Себе Самому, при посредстве Церкви, совершил Его во Святом Духе 
    • 15. О том, что браку Христос предпочитал девство 
    • 16. О том, что девство есть брак со Христом 
    • 17. О том, что и тайну покаяния открыл Сам Спаситель 
    • 18. О том, что и дела покаяния Христос совершал ради нас 
    • 19. О том, что ради тайны покаяния дарована архиереям благодать решить и вязать, и именно от Христа 
    • 20. О том, что и монашеский образ объемлется тайной покаяния, и почему монашеский чин называют ангельским образом и одеждой покаяния, и какова его сила 
    • 21. О том, что Сам Спаситель в Себе Самом явил нам этот святой образ 
    • 22. Что означают слова Христа «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» 
    • 23. Что означают слова Христа «Никто, возложивший руку свою на плуг...» 
    • 24. О том, что и Таинство святого елея, или молитвомаслия, установлено Спасителем. 
    • 25. Для чего и в святом и великом мире и в елеопомазании употребляется елей 
    • 26. Для чего сейчас же после рождения младенца священник совершает молитву 
    • 27. Последовательное объяснение того, что совершается перед крещением, во время и после него 
    • 28. О том, что и Господь принял имя на восьмой день, когда наречён был Иисусом 
    • 29. Объяснение того, что совершается в Божественном крещении 
    • 30. О том, что восприемник крещаемого должен быть православным и благочестивым 
    • 31. Что означает «аллилуйа» 
    • 32. О том, что (формула) «крещается раб Божий» имеет преимущество (перед выражением) я «крещаю раба Божия» 
    • 33. Что приносит крещаемому помазание, или миро 
    • 34. О том, что всякий крещеный и помазанный имеет в себе, в возможности, все божественные дарования, открывающиеся в известное время, исключая дар священства 
    • 35. Зачем постригают волосы у крещаемых и одевают на них кукуль и анаволий 
    • 36. О том, что причащение Таин есть венец крещения и миропомазания 
    • 37. Против латинян и о том, что не должно отлучать детей от Причастия 
    • 38. О том, что священник с осторожностью должен употреблять воду крещения и подобные ей святыни 
  • II. О СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ СВЯТОГО МИРА 
    • 39. О приготовлении и варении Божественного мира 
    • 40. О священнодействии святого мира 
    • 41. Изъяснение молитвы о мире 
    • 42. О том, что миро принимают все верные, а рукоположение – исключительно архиереи и священники 
    • 43. О том, что Таинства преподаются одно через другое и одно через другое совершаются 
    • 44. О том, что епископ совмещает в себе семь священнодействий 
    • 45. О том, что от одного епископа миро и рукоположение, что через него епископская благодать простирается на все священные действия 
    • 46. О том, что Христос – источник священства и что от Него через преемников Его преподается благодать 
  • III. О СВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ 
    • 47. Что знаменует нисшествие святителя с кафедры и священные одежды и облачение в них 
    • 48. Об архиерейской мантии, панагии и пастырском жезле 
    • 49. О том, что архиерейских священных одежд семь, какие они и какое каждая из них имеет значение 
    • 50. О том, что омофор, в который облачают архиерея, имеет особый смысл и что поэтому его следует приготовлять из шерсти, а не из иной материи. А также о том, что значит шествие по направлению к западной стороне храма 
    • 51. Какое значение имеет принятие благословения от первого архиерея подчиненными ему архиереями, и священниками, и клириками, перед облачением их в священные одежды, и делаемый ими поклон . 
    • 52. О том, что совершается на проскомидии 
    • 53. Какое значение в предложении имеет святой дискос и иные принадлежности 
    • 54. Почему приносится хлеб квасной 
    • 55. Почему приносимый для священнодействия хлеб четырёхчастен 
    • 56. О том, что латиняне поступают неправильно, принося опресноки и притом округлые, ибо Христос воплотился, сама же плоть -от стихий 
    • 57. Против латинян, приносящих опресноки . 
    • 58. Что значит: подобно Царство Небесное квасу 
    • 59. Почему в законе хлебы опресночные, а в благодати – квасные 
    • 60. О том, что совершается на проскомидии 
    • 61. Против армян 
    • 62. О частицах, приносимых на проскомидии за святых и всех благочестивых 
    • 63. Для чего бывает каждение после проскомидии 
    • 64. Что означают звездица, священные покровы и воздух 
    • 65. Кого изображает собою архиерей и кого служащие с ним 
    • 66. Что знаменует святой алтарь, и что – священная трапеза 
    • 67. О том, что на земле, как и на Небесах, место занимают и приобщаются Тайн по чину, внутри и вне алтаря, освящённые и миряне 
    • 68. Об антидоре и о том, что это – хлеб освященный 
  • IV. О СВЯТОМ ХРАМЕ И ОСВЯЩЕНИИ ЕГО 
    • 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его 
    • 70. Об освящении святого жертвенника и храма. 
    • 71. Для чего архиерей облачается в срачицуи опоясывается 
    • 72. Для чего во время освящения храма удаляются из него миряне 
    • 73. Для чего выносятся движимые вещи 
    • 74. Для чего употребляются мастика и ароматы 
    • 75. Для чего трапеза омывается водой 
    • 76. О священных антиминсах 
    • 77. О четырех платах, находящихся на Божественной трапезе 
    • 78. Для чего трапеза омывается вином и розовой водой 
    • 79. Для чего трапеза помазывается миром и поётся аллилуйа 
    • 80. Что означают платы, срачица и прочее на Божественной трапезе 
    • 81. Что означают светильник и каждение по всему храму 
    • 82. О том, что после освящения архиерей отлагает срачицу и полагает мощи 
    • 83. Для чего мощи мучеников полагаются под жертвенник 
    • 84. Для чего мощи переносятся из старого храма в новый 
    • 85. Для чего затворяются двери и поется возмите врата 
    • 86. Для чего преклоняет колена архиерей 
    • 87. Какую силу имеет молитва на обновление храма, читаемая перед дверьми 
    • 88. О том, что во всяком Божием храме необходимо совершать обновление 
    • 89. О праздновании дня рукоположения 
    • 90. О том, что до сих пор совершается обновление в Церкви Солунской 
    • 91. О чине обновления 
    • 92. О том, что в Константинополе прежде совершалось обновление 
    • 93. Для чего на мощи возливается миро, и зачем они полагаются под жертвенник 
    • 94. О священном совершении божественных антиминсов и о том, почему они делаются преимущественно из льна 
    • 95. Что являют собой храм и находящиеся в нём? 
    • 96. О том, что Ветхий Завет предызображал действия благодати 
    • 97. О том, что не почитающие священных домов и прочих святынь – погибают 
    • 98. О том, что храм является символом единого в Троице Бога 
    • 199. Что знаменует трапеза и всё, находящееся на ней. О том, что всё на ней – Христос 
    • 100. Что означают завеса и поддерживающие её четыре столба 
    • 101. Что означает приносимый воск 
    • 102. Что такое горнее место и его ступени 
    • 103. Что означают столбики, верхний космит и всё, окружающее его (πεπλον) 
    • 104. Для чего в приалтарном полукружии находится предложение и что оно означает 
    • 105. О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов 
    • 106. О полукружии алтаря и о сени над престолом 
    • 107. Что означают многосвечники, двенадцатисвечники и трёхсвечники, и прочие светильники, возжигаемые в церкви 
    • 108. Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания 
    • 109. Как народ должен стоять в храме 
    • 110. Когда царь причащается в алтаре и каким образом 
    • 111. Каким образом царь провозглашается царём 
    • 112. Как венчается царь 
    • 113. Для чего царь помазывается миром и совершается над ним молитвословие 
    • 114. Почему новый царь приводится для совершения над ним помазания царями-отцами или военачальником 
    • 115. О том, что в прежние времена Церковь совершала молитвословие и над сановниками 
    • 116. Что означает священное одеяние, возлагаемое на царя, и что знаменует собой жезл 
    • 117. Что знаменует собой вход царя во святое святых 
    • 118. О том, чего причащается царь, вступая в пределы алтаря 
    • 119. О местах стояния в храме верных, оглашенных и кающихся 
    • 120. О том, что ныне не все согрешившие выводятся из храма вместе с оглашенными 
    • 121. Для чего в храмах существуют притворы и места для оглашенных 
    • 122. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храма, в преддверии, и что означает открытие храмовых врат и вхождение в них 
    • 123. О том, что вне алтаря бывают два рукоположения, а в алтаре три 
    • 124. О том, что все Таинства Церкви совершает один только епископ 
    • 125. Как иерарх посвящает во чтеца 
    • 126. Для чего полагается эта печать на чтеца и о том, что пострижение необходимо 
    • 127. В чём состоят обязанности чтеца 
    • 128. Об иподиаконах 
    • 129. Рукоположение иподиакона 
    • 130. Для чего иподиакон облачается в белый стихарь и препоясывается 
    • 131. В чём состоят обязанности иподиакона 
    • 132. О диаконах 
    • 133. О том, что диаконы, по примеру семи диаконов, поставляются и судьями, и исполнителями важных служений 
    • 134. Для чего назначаемый к рукоположению в иподиакона или диакона получает свидетельство, и притом от семи пресвитеров, а не от диаконов 
    • 135. О том, что рукополагаемый в диакона должен быть совершенных лет 
    • 136. Рукоположение диакона 
    • 137. О том, что во время рукоположения рукополагаемый должен молиться за всех, так как это тогда наиболее полезно 
    • 138. О том, что во время рукоположения иерарх трижды знаменует рукополагаемого троекратной печатью 
    • 139. С какой целью рукоположенного поднимают от престола и облекают в священные одежды 
    • 140. Что символизирует орарь, и для чего диакон возлагает его на левое плечо 
    • 141. Почему орарь так называется, а также о шестикрылых Серафимах и о том, что диаконы, надевая орарь, уподобляются Серафимам 
    • 142. Что означает целование диаконом престола, руки и ланиты архиерея и диаконов 
    • 143. Для чего рукоположенный диакон в течение семи дней непрерывно совершает литургию, равно как и пресвитер 
    • 144. О пресвитере 
    • 145. Почему пресвитер рукополагается тридцати лет от роду 
    • 146. Рукоположение пресвитера 
    • 147. Для чего пресвитер приемлет на шею свою орарь, т. е. епитрахиль 
    • 148. Каков символический смысл фелони 
    • 149. О том, что рукополагаемому иерею даётся в залог Божественный Хлеб и сколь это страшно 
    • 150. О том, что опасно совершать священнослужение небрежно 
    • 151. Для чего новорукоположенные диакон и пресвитер читают: первый – последнюю ектению, а второй – заамвонную молитву 
    • 152. Об одеждах диаконов и пресвитеров, рукоположенных из мирян 
    • 153. О священных одеждах: короткой фелони и прочих 
    • 154. Об архиерее 
    • 155. О том, что без избрания никто не поставляется епископом 
    • 156. О священных решениях церковных и о том, что в них должны принимать участие все епископы или, по крайней мере, трое 
    • 157. О том, что хартофилакс сидит среди избирающих епископов 
    • 158. О том, что при избрании бывает молебен 
    • 159. О том, что избираемых надо вносить в документ в том порядке, в каком они были избраны, а не по степени или сану 
    • 160. О епископе, подлежащем избранию и присутствующем на соборе 
    • 161. О том, что мнение архиепископа есть как бы Божественный жребий 
    • 162. О том, что когда избранные не пожелают принимать епископство, то назначаются новые выборы 
    • 163. О том, как совершается наречение 
    • 164. О том, что и при наречении бывает молебен, воскурение фимиама и освящение . 
    • 165. О рукоположении епископа 
    • 166. Об исповедании веры и первом запечатлении 
    • 167. Что означают изображаемые на полу три реки, город и орёл 
    • 168. О первом запечатлении крестным знамением 
    • 169. О том, что наречение есть соглашение, взаимное обязательство и залог и что вручение сего залога, божественные брачные дары и залоги благодати суть исповедание, запечатление и целование 
    • 170. Для чего избранный епископом надевает епигонатий и не выходит при первом входе 
    • 171. Почему избранный епископом доводится до святых врат пресвитерами 
    • 172. Рукоположение епископа 
    • 173. Для чего на главу рукополагаемого полагается Евангелие 
    • 174. Почему архиерея называют «владыка святый» 
    • 175. Что знаменует омофор 
    • 176. Почему архиерей снимает омофор во время чтения Евангелия и при совершении Божественного священнодействия 
    • 177. Что означает слово аксиос, возглашаемое о рукополагаемом, а также целование священного престола и первого архиерея в десницу и ланиту, а прочих – в уста 
    • 178. О том, как совершается целование при рукоположении патриарха 
    • 179. О чине патриархов, архиепископов и епископов 
    • 180. Против латинян о том, что в Троице только Отец – Первопричина и что поэтому иные начала в Ней недопустимы 
    • 181. Что означает преподание мира во время чтения Апостола и для чего рукоположенный принимает благословение от первого епископа, чтобы преподать мир 
    • 182. О том, что рукоположенный приобщается Святых Таин первым, и о том, как совершается приобщение 
    • 183. О том, что рукополагаемого сажают на престоле после рукоположения, чем обозначается его утверждение на церковной кафедре 
    • 184. Для чего рукоположенный выезжает в город и благословляет его 
    • 185. Что означал приход новорукоположенного архиерея к царю и молитва, и как это совершалось в прежние времена 
    • 186. О том, что рукоположенный архиерей совершает целование трижды, и как происходит каждое из них 
    • 187. Для чего при третьем и последнем целовании приносят фимиам с розовой водой, а также об акте, или грамоте, удостоверяющей рукоположение 
    • 188. О поставлении и рукоположении патриарха 
    • 189. Об объявлении избрания новоизбранному патриарху 
    • 190. Как совершается объявление избрания. 
    • 191. Против утверждающих, что царь поставляет патриарха 
    • 192. О том, что если избранный не был прежде священником, то сначала посвящается в священника и потом принимает наречение; также о производстве в патриарха. 
    • 193. О том, что царь посылает избранному патриарху мантию и панагию, а посох вручает собственноручно 
    • 194. О возведении на престол и о мире, преподаваемом архиереем, а также о воздаянии ему от народа, сколько он может 
    • 195. О том, что божественных и великих архиереев – Петра Александрийского и Иоанна Златоустого возводили на престолы и после смерти их, ради вышнего мира 
    • 196. О возведении патриарха на престол 
    • 197. Как совершается рукоположение патриарха, если он не был прежде епископом 
    • 198. О том, что и патриарх подчинен церковным правилам и что перед рукоположением в епископа он совершает перед Церковью своё исповедание веры 
    • 199. О том, что при рукоположении патриарха архиереи входят в алтарь не посредине, а справа 
    • 200. О том, что если присутствует митрополит Ираклийский, то он рукополагает патриарха, а если нет, то первый из других архиереев 
    • 201. Как при рукоположении патриарха совершается целование 
    • 202. О том, что всё относящееся к каждой степени священства Спаситель совершил Сам по отношению к Себе 
    • 203. О том, что Христос и иереем, и учителем, и архиереем рукоположен по человечеству от Отца 
    • 204. О том, что после Преображения Христос, как бы рукоположив двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедовать перед лицом Своим 
    • 205. О различных рукоположениях вне алтаря – настоятелей и чинов церковных и, в первую очередь, о рукоположении великого иконома 
    • 206. О великом сакелларии и великом сосудохранителе – скевофилаксе 
    • 207. О великом хартофилаксе и сакеллии 
    • 208. О протэкдике 
    • 209. О прочих клириках 
    • 210. Почему в алтаре, при рукоположении епископа, пресвитера и диакона, говорится: Божественная благодать, а вне алтаря, при рукоположении чинов церковных: благодать Всесвятого Духа 
    • 211. О том, что рукополагаемые в первые чины и в должности судей принимают от архиерея в руки и Евангелие 
    • 212. О том, что обязанности церковных чинов должны исполнять освящённые, а не миряне, как допускается в некоторых местах и как, например, принято в Трапезунде 
    • 213. О том, что не должно поставлять духовниками простых монахов 
    • 214. Для чего дается наставление духовнику. 
  • V. О ПОКАЯНИИ 
    • 215. О том, что покаяние состоит в том, чтобы постоянно сокрушаться, называть и считать себя грешником, и прибегать к исповеди, и что между людьми никто не чист 
    • 216. О том, что каяться должно всем: и освященным, и мирянам 
    • 217. О том, что проповедовать покаяние и было, собственно, делом Спасителя и апостолов и что это прежде всего долг архиереев и иереев 
    • 218. О том, что дело побуждения верных к покаянию есть истинная проповедь 
    • 219. О том, что нужно быть внимательным к тем, которые говорят, что каются, и принимать искренне приходящих, а тех, которые это делают лицемерно, испытывать 
    • 220. Об исповеди: как она должна совершаться. 
    • 221. Как нужно сидеть и держать себя принимающему исповедь и как – исповедующемуся 
    • 222. О том, что в нас есть три силы, действием которых мы совершаем доброе или согрешаем: словесная, раздражительная и желательная – и которые вместе называются тричастностью души 
    • 223. О том, что в нас существуют и другие три силы, по отношению к которым мы совершаем или хорошее, или дурное: ум, произносимое слово и телесные движения 
    • 224. О том, что посредством ума совершается хорошего в силах словесной, раздражительной и желательной у тех, которые их упражняют, и что, напротив, бывает у тех, которые к ним невнимательны 
    • 225. Что хорошего по отношению к трехчастной силе души совершает человек словом и в чем, по нерадению, погрешает 
    • 226. Какие добрые дела совершаются трехчастной силой души, когда человек внимает себе, и какие злые – когда не внимает 
    • 227. О том, что для всякого необходима исповедь, потому что и согрешаем мы все . 
    • 228. О том, что и живущему благоговейно нужно жить под руководством, и принимать от отца духовного епитимии, и не полагаться на себя 
    • 229. Почему образ монашеский называется ангельским 
    • 230. Почему возводимые ныне в епископство должны быть из монахов 
    • 231. О монашеском посвящении 
    • 232. Что означает, что постригаемый должен быть босым и нагим, без покровов 
    • 233. Почему постригаемого в монахи приводят нагого, держа его в своих объятиях, и что означают его земные поклоны и прочее 
    • 234. Почему постригаемый дает обеты в виде вопросов и ответов, тогда как они – дело добровольное 
    • 235. Что означает пострижение волос 
    • 236. В чем сила молитв, читаемых перед пострижением волос 
    • 237. Что означают одежды священного образа монашеского 
    • 238. О том, что монах и внешним видом подражает смерти Христовой 
    • 239. О том, что после целования и всех обрядов посвящения следует Приобщение, как завершение всех благ 
  • VI. О ЧЕСТНОМ ЗАКОННОМ БРАКЕ 
    • 240. Для чего во время совершения брака возлагаются венцы 
    • 241. О том, что не должно сочетать браком православного с иноверными 
    • 242. Об обручении 
    • 243. О совершении брака 
    • 244. О восприемнике при браке 
    • 245. О том, что совершение брака – дело собственно архиерея 
    • 246. О том, что сочетающиеся браком должны быть чистыми, и получить благословение во святом храме, и приобщиться Святых Тайн 
  • VII. О СВЯЩЕННОМ ТАИНСТВЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ, ИЛИ О ЕЛЕОСВЯЩЕНИИ 
    • 247. Почему Таинство елеосвящения совершают семь пресвитеров или иногда, за недостатком иереев, трое 
    • 248. О том, что сила святого елея – величайшая 
    • 249. О нововведении латинян относительно елеосвящения 
    • 250. О том, что елей, употребляемый при елеосвящении, не таков, каким помазуются умершие 
    • 251. О том, что на усопших монахов возливается елей, а на мирян сыплют пепел из кадильницы 
    • 252. О совершении елеосвящения 
    • 253. Почему во всех Таинствах по две молитвы. 
    • 254. О том, что Таинства двойственны: они вещественны и духовны, соответственно нам, природа которых двойственна 
    • 255. Что совершается через святой елей 
    • 256. О том, что оставшийся после помазания святой елей должно сберегать 
    • 257. О том, что ошибки иереев должны исправлять архиереи 
  • VIII. О БОЖЕСТВЕННОЙ МОЛИТВЕ 
    • 258. О спасительном именовании и призывании Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в поистине священной и боготворной молитве 
    • 259. О блаженных наших отцах патриархе Каллисте и Игнатии 
    • 260. Что такое священная молитва 
    • 261. О том, что христиане: лица священного сана, монахи и миряне – должны, по возможности, молиться о имени Иисуса Христа, по крайней мере, в определенное время 
    • 262. О том, что, кроме литургии, в Церкви бывает семь суточных хвалений 
    • 263. Почему существует семь хвалений 
    • 264. Почему пение на дни святых и священные праздники мы начинаем с вечера 
    • 265. О том, что Божественная литургия есть служба особенная, Самим Спасителем вверенная священникам, и не сливается с другими молениями, и не причисляется к ним 
    • 266. О соблюдении так называемого хвалебного последования 
    • 267. Об Иерусалимском уставе 
    • 268. О Полунощнице и о том, для чего ударяют в доску 
    • 269. Что означает, при отсутствии священника, читаемое в начале «молитвами святых отец наших» 
    • 270. О пятидесятом псалме 
    • 271. О псалмах Непорочного 
    • 272. Почему и утром и вечером читается «Символ веры» 
    • 273. О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам 
    • 274. О девяти песнях канонов 
    • 275. О песнопениях, произносимых сидя 
    • 276. О кондаке и икосе 
    • 277. О екзапостиларии, хвалитех и великом славословии 
    • 278. О «Трисвятой» песни 
    • 279. Что означают в «Трисвятом» слова «Святый, Святый, Святый» и прочее 
    • 280. Что означают слова «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас» 
    • 281. О Петре Кнафее 
    • 282. Когда читается «Трисвятое» 
    • 283. О песни «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и о том, кем она составлена 
    • 284. Краткое толкование священнейшей молитвы «Отче наш» 
    • 285. Почему во всех молитвах и прежде всякой молитвы мы испрашиваем у Бога милости. 
    • 286. Что значит «премудрость, вонмем» и «премудрость, прости» 
    • 287. О молитве отпуста 
    • 288. О первом часе 
    • 289. Почему на каждом часе и на других последованиях полагается сорок раз возглашать «Господи, помилуй» 
    • 290. О следующих часах: третьем, шестом и девятом, вместе с первым 
    • 291. О псалмах третьего, шестого и девятого часа 
    • 292. О том, что все последования, по чиноположению, совершаются в три периода времени: и в честь Троицы, и для предупреждения нашей лености 
    • 293. О последовании так называемых изобразительных 
    • 294. Краткое толкование «заповедей блаженств» Спасителя 
    • 295. О вечерне и о том, что преимущественно три службы начинаются у престола и у него заканчиваются: утреня, Божественная литургия и вечерня 
    • 296. О том, что три первые псалма Псалтири относятся преимущественно к Господу 
    • 297. Что означают вечерний вход, преклонение иерея и поднятие им главы, а также восхождение к алтарю и вход 
    • 298. Для чего вечерний вход бывает торжественнее в субботу и прочие Господские праздники, и в праздники святых 
    • 299. Что означает вход утренний 
    • 300. О том, что и в монастырях в день недельный утренний вход совершается во образ Воскресения 
    • 301.Что означают дневные прокимны 
    • 302. О сугубой ектении и молитвах прошений, как о деле совершенно необходимом 
    • 303. О литии в притворе и о прочих молитвословиях вне храма 
    • 304. О последней молитве на литии 
    • 305. Для чего светильники несут перед иереем 
    • 306. О так называемом благословении хлебов 
    • 307. О последовании повечерий 
    • 308. О том, что должно сохранять общие уставы 
    • 309. Начало постановлений и чиноположений так называемого песненного последования 
    • 310. О песненной вечерне 
    • 311. Что означает фимиам, в молчании распространяемый перед вечерней и утреней 
    • 312. О трех малых антифонах на песненной вечерне 
    • 313. О песненной утрени 
    • 314. О совершаемых в притворе молитвах, о бывающем там каждении и входе. О значении всего этого 
    • 315. О пятидесятом псалме 
    • 316. О третьешестом часе в посты и о литургии Преждеосвященных Даров 
    • 317. Почему литании совершаются вне храма и для чего при их совершении носят кресты и святые иконы 
    • 318. Для чего на вечерне во время паремий возжигаются светильники и что значат слова свет Христов просвещает всех 
    • 319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров 
    • 320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы 
    • 321. О возносимом святом хлебе Панагии 
    • 322. О благочинии при трапезе братий и о молитвах 
    • 323. О возношении хлеба Пресвятой (Панагии). 
      • О кончине нашей, и о священном чине погребения, и о совершаемых по обычаю поминовениях 
    • 324. О частом приобщении страшных Тайн как деле для всех особенно полезном 
    • 325. О погребении архиереев и иереев, а также монахов и мирян 
    • 326. Для чего на останки усопшего полагается святая икона 
    • 327. Для чего, когда усопших несут в храм, поётся «Трисвятая» песнь 
    • 328. Об усыпальницах и как погребаются в них останки 
    • 329. О тех, которые действуют беспорядочно и смешивают все в своих действиях, и о том, что это очень опасно 
    • 330. О бесчинно входящих в алтарь неосвящённых лицах и о чине погребения усопших 
    • 331. Что означает целование, которое мы даем умершим 
    • 332. Что означают слова вечная память, которые поются в конце погребения 
    • 333. Почему за усопших полагается только двенадцать поклонов 
    • 334. О том, что священнейшее жертвоприношение благотворнее всего для усопших 
    • 335. О коливе, приносимом за усопшего 
    • 336. Для чего совершаются третины, девятины, сороковины и прочие поминовения 
    • 337. Для чего ежегодно совершаем мы поминовение отшедших 

Предисловие 

Книга святителя Симеона Солунского объясняет символику и смысл совершаемых в храме таинств и других священнодействий. В ней также подробно рассматриваются различные стороны (аспекты) храмовой жизни, правила поведения верующих в Церкви и совершения богослужений, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения, на основе Священного Предания. Книга рассчитана на всех, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие. 

Святитель Симеон, архиепископ Солунский (XIV – 1429) – знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа (14161417–1429) он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защитник религиозной и политической независимости своей паствы: благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти святого Симеона. 

Будущий святитель родился в Константинополе. Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе. 

В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукоположен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города. 

Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть. Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святителе и его дух жили во множестве его выдающихся трудов. Его официальное прославление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата. 

Святитель Симеон – автор множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех работах он был пламенным защитником Православия – характерной для него является фраза: «Истинное благо для людей – быть Православными, а если не быть, то лучше умереть.» 

Святитель признан величайшим византийским литургистом. Он наиболее знаменит своим массивным трудом Диалог против Ересей и о Единственно-Истинной Нашей Христианской Вере, а Также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви, который считается классическим. Вместе с некоторыми его другими работами, он был впервые опубликован патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведён на новогреческий в 1791 году и на русский в 1856–1857 году, а затем воспроизведён у Миня в его Patrologia Graeca. 

Как экзегет богослужения, святитель придерживался преимущественно мистического толкования, следуя, главным образом, Дионисию Ареопагиту. Сочинения святого Симеона очень ценятся исследователями православного богослужения; 

Память святителя Симеона отмечается 15 сентября. 

Данная книга «Премудрость нашего спасения» представляет собой адаптированное для современного православного читателя переиздание книги 1856 года «Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского». 

Любые замечания и пожелания читателей будут с благодарностью приняты издателем.


Просмотров: 533


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Оглавление

По описанию (Google) - Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский / Оглавление

По названию (Yandex) - Оглавление

По описанию (Yandex) - Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский / Оглавление

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2023-10-01 00:00:00

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



как угодить Богу:


о Боге и Его Церкви...