Том 2 / Часть 24



Православно-догматическое Богословие. Том 2 / Часть 24 / II. О ТАИНСТВЕ MИРOПOMA3АНИЯ § 207. Связь с предыдущим, место таинства Миропомазания в ряду прочих, понятие об этом таинстве и его названия § 208. Божественное установление таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность § 209. Видимая сторона таинства Миропомазания § 210. Невидимые действия таинства Миропомазания и его неповторяемость § 211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо?



II. О ТАИНСТВЕ MИРOПOMA3АНИЯ

§ 207. Связь с предыдущим, место таинства Миропомазания в ряду прочих, понятие об этом таинстве и его названия

Чрез Крещение мы рождаемся в жизнь духовную, и чистыми от всякого греха, оправданными и освященными вступаем в благодатное царство Христово. Но как в жизни естественной человек, едва только родится в мiр, уже имеет нужду в воздухе, свете и других внешних пособиях и силах, для поддержания своего бытия, для постепенного укрепления себя и возрастания: так точно и в духовной жизни, вдруг по рождении человека свыше, ему необходимы благодатные силы Духа Святого, которые бы служили для него и духовным воздухом, и светом, и при пособии которых он мог бы не только поддерживать свою новую жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Эти-то божественные силы, яже к животу и благочестию (2Петр. 1, 3), и подаются каждому, возродившемуся в Крещении, чрез другое таинство Церкви, чрез таинство Миропомазания. Почему Церковь православная издревле соблюдает обычай преподавать это таинство непосредственно после Крещения и даже в связи с ним1006, так что Миропомазание в ряду других таинств церковных, по порядку совершения их, занимает второе место.

Миропомазание есть такое таинство, чрез которое преподается крестившемуся Дух Святый; или, полнее и раздельнее, сообщаются Христианину, при помазании частей тела его освященным миром, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго», благодатные силы, необходимые для укрепления и возрастания его в жизни духовной.

Соответственно такому существу своему, Миропомазание издревле называемо было разными именами, выражающими или внешнюю его сторону, или внутренние действия на человека, или то и другое вместе. В первом отношении оно называлось иногда руковозложением: потому что первоначально совершаемо было Апостолами чрез возложение рук на крестившихся (Деян. 8, 14–16); а чаще – помазанием1007таинственным помазанием1008таинством помазания1009помазанием спасения1010: потому что от дней же апостольских начало совершаться чрез помазание крестившихся освященным миром. Во втором – даром Духа1011таинством Духа 1012символом Духа1013,утверждением1014совершением1015: потому что сообщает дары Духа Святого, утверждающие и усовершающие нас в жизни духовной. В последнем – печатию 1016печатию Господнею1017печатию духовною1018печатию жизни вечной1019: потому что, при запечатлении частей тела освященным миром, запечатлевает вместе елеем радости (Псал. 44. 8). т. е. Духом Святым, все силы души человека.

§ 208. Божественное установление таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность

Хотя Миропомазание издревле совершается в православной Церкви в связи с Крещением, непосредственно после него: тем не менее Миропомазание есть особое Богоустановленное таинство, отдельное от Крещения. В этом убеждаемся и из св. Писания, и из св. Предания.

1. Евангельская История свидетельствует, что Христос-Спаситель имел намерение и обетовал даровать верующим в Него Духа Святого. В последний день великого праздника, говорит св. Иоанн Богослов, стояше Иисус и зваше глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет. Веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Иоан. 7, 37–39). Здесь, очевидно, речь о таких дарах Духа Святаго, которые предлагаются, и след. необходимы вообще верующим в Господа Иисуса, а не о дарованиях чрезвычайных, которые сообщаются только некоторым из верующих для особых целей (1Кор. 12, 29 и дал.), – хотя и не упоминается, чрез какое видимое посредство будут преподаваемы всем верующим необходимые для них дары Св. Духа.

2. Книга Деяний апостольских повествует, что Апостолы, после того, как Иисус Христос был уже прославлен, действительно, преподавали верующим в Него Духа Святого, и преподавали именно чрез возложение рук. Таков, например, был случай следующий: слышавше, иже во Иерусалиме апостоли, яко прият Самария слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна. Иже сошедше, помолишася о них, яко да примут Духа Святаго. Еще бо ни на единаго их бе пришел, точию крещени бяху во имя Господа Иисуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго (Деян. 8, 14–17). Отсюда совершенно ясно: а) что Духа Святого апостолы преподавали верующим не чрез крещение (в котором верующие только возрождаются или воссозидаются от Духа мгновенно, не приемля Его в себя навсегда), а чрез возложение рук на крестившихся; б) что чрез это возложение Апостолы преподавали верующим дары Духа Святого, необходимые всем, приявшим Крещение, а не дарования чрезвычайные, сообщаемые только некоторым; в) что это возложение рук, соединенное с молитвою к Богу о ниспослании на крестившихся Св. Духа, составляло особенное тайнодействие, отдельное от Крещения, – и г) наконец, что это таинство, отдельное от Крещения, имеет Божественное установление: потому что Апостолы во всех своих словах и действиях при распространении Евангельского учения были вдохновляемы Духом Святым, который наставлял их на всяку истину и воспоминал им все, что заповедал им Господь Иисус (Иоан. 14, 26; 16, 13). Подобное же читаем и о св. апостоле Павле: рече Павел (ученикам Иоанновым): аще убо Дух Свят прияли есте, веровавше? они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся; они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нам веруют сиреч во Христа Иисуса. Слышавше же, крестишася во имя Господа Иисуса. И возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня (Деян. 19, 2–6).

3. Наконец, сами св. апостолы в посланиях своих, которые явились после книги их Деяний, напоминая верующим о приятии ими даров Св. Духа, наставляющего их в истинах веры и утверждающего в благочестии, выражаются, что они прияли эти дары именно чрез помазание. И вы помазание имате от Святаго, и весте вся, писал св. апостол Иоанн, – и вы еже помазание приясте от него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, а истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем (1Иоан. 2, 20. 27). Равным образом и св. Павел говорит: извествуяй (βεβαίων, утверждающий) нас с вами во Христа и помазавий (χρίσαςнас Бог, иже и запечатле (σφοαγισάμενοςнас и даде обручение Духа в сердца наша (2Кор. 1, 21. 22). Нельзя отвергать, что Апостолы говорят здесь преимущественно о внутреннем действии таинства, чрез которое преподается Дух Святой; но с другой стороны, естественно думать, что для выражения этого внутреннего действия они, желая быть понятными христианам, употребили слова, заимствованные от общеизвестного внешнего действия, служившего видимым знаком первого1020; и нельзя не приметить, что Апостолы даже прямо указывают на это внешнее действие: и вы еже помазание приясте… помазавый нас Бог…, иже и запечитле…, – как и объясняли оба приведенные текста древние учители Церкви1021. Если же так, то следует заключить одно из двух: или св. Апостолы, преподавая верующим Духа Святого чрез возложение рук, вместе с тем и нераздельно употребляли и другой видимый знак – помазание, о котором только умолчано в книге Деяний апостольских; или, что гораздо вероятнее, совершая первоначально таинство чрез возложение рук, сами же св. Апостолы вскоре заменили этот видимый знак, по наставлению от Духа истины, другим видимым священнодействием – миропомазанием крестившихся. Но в том и другом случае следует, что употребление мира в этом таинстве имеет происхождение Божественное.

4. Св. Отцы и учители Церкви не оставляют ни малейшего сомнения в действительности и Божественном происхождении рассматриваемого нами таинства. Таковы, из живших в три первые века:

Св. Дионисий Ареопагит. Изложив священнодействие таинства Евхаристии, он ясно говорит; «есть и другое, равносильное сему (т. е. Евхаристии) священнодействие, которое наставники наши (т. е. Апостолы) именуют таинством мира»1022, и затем подробно раскрывает, как совершается самое освящение мира, как преподается Миропомазание крестившимся, какие имеет действия в них, и замечает: «это совершительное помазание миром преподает удостаившемуся святейшего таинства возрождения – излияние Богоначального Духа»1023.

Св. Феофил Антиохийский: «Имя Христа значит помазанника, – имя приличное, приятное и отнюдь не заслуживающее насмешки… Мы потому называемся христианами, что помазываемся Божественным елеем»1024.

Тертуллиан: «Вышед из купели, мы помазываемся благословенным помазанием, по древнему чину, как обыкновенно помазываемы были на священство елеем из рога… Телесно совершается на нас помазание, но духовно плодоносит, как и в самом Крещении телесно действие, когда погружаемся в воду, но духовны плоды, когда очищаемся от грехов. За тем возлагается рука, призывающая и низводящая чрез благословение Св. Духа»1025.

Климент Александрийский. Говоря о последователях еретика Василида и их лжеучении, он выражается, что в этой фаталистической системе «нет более ни благословенного Крещения, ни блаженного запечатления»1026, и, таким образом, ясно отличает таинство запечатления или Миропомазания от Крещения, и поставляет наравне с ним.

Св. Киприан. В одном из писем своих он говорит: «крестившемуся необходимо еще быть помазанным, чтобы, приняв хрисму, т. е. помазание, он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову»1027. В одном письме, доказывая, что недостаточно возлагать только руки на еретиков, обращающихся в недра Церкви, но надобно их крестить, пишет: «ибо тогда только они могут вполне освятиться и соделаться сынами Божиими, если возродятся тем и другим, таинством – si utroque sacramento nascantur»1028, – т. е. не только отделяет руковозложение или Миропомазание от Крещения, но равно называет то и другое таинством. В третьем письме свидетельствует, что как апостолы Петр и Иоанн, по молитве, чрез возложение рук низвели на Самарян Св. Духа, так и в Церкви с этих пор все крещающиеся, по молитве предстоятелей, чрез возложение их рук приемлют Св. Духа и запечатлеваются Божественною печатию1029.

Папа Корнилий. Сказав, что еретик Новат крестился во время болезни своей только чрез окропление, он продолжает: «выздоровевши, он не принял прочего, что, по уставу Церкви, должен был принять, именно он не запечатлен от епископа; а не приняв этого, как он мог получить Св. Духа?»1030. Значит, запечатление или Миропомазание считалось и тогда отдельным от Крещения; совершение Миропомазания над крещенным требовалось уставом Церкви, и только этому таинству была усвояема сила преподавать Св. Духа1031.

К этим древнейшим свидетельствам о таинстве Миропомазания можно присовокупить еще свидетельства Отцов и учителей Церкви четвертого века, например:

Св. Кирилла Иерусалимского: «Потом (узнаете вы), как вы получили от Господа очищение грехов банею водною в глаголе (Еф. 5, 26)…, и как вам дарована печать дара Духа Святого, и о тайнах нового завета, совершаемых на жертвеннике»1032. Так же в другом месте: «помазанными вы соделались, когда прияли тождеобразие Святаго Духа; и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа. Он, омывшись в реке Иордане, и преподав от пота своего Божественного благоухание водам, восшел от них; и было на Него существенное наитие Святаго Духа, когда на подобном подобное опочивало. Так и вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался…». «Смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святаго Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святаго, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и животворящим Духом душа освящается»1033.

Св. Григория Богослова: «Если предоградишь себя печатию, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом, как древле Израиль нощною и охраняющею первенцев кровию и помазанием (Ис. 12. 13): тогда что может тебе приключиться?»1034.

Отцов лаодикийского Собора: «подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия» (прав. 48). И еще: «обращающихся от ереси, то есть новатиан, или фотиан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных по их мнению, приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились, и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры, да будут помазаны святым миром, и тако причащаются святых таин» (прав. 7).

То же учение находим у св. Ефрема Сирина, который называет Миропомазание таинством спасения1035, у св. Амвросия Медиоланского1036, св. Иоанна Златоустого1037, св. Кирилла Александрийского1038, блаж. Августина, который также называет его таинством1039, блаж. Феодорита1040, Вигилия тапсийского1041Евфимия Зигабена1042 и других.

5. Достойно особенного замечания и то, что Миропомазание считается в числе Богоучрежденных таинств не только в Церкви восточной-православной и отделившейся от нее с девятого века Церкви римской, но и в таких обществах, которые отступили от православия еще в древние времена, как то: у армян1043, яковитов1044, несториан1045 и других1046.

§ 209. Видимая сторона таинства Миропомазания

Видимая сторона таинства Миропомазания состоит в том, что крестившимся, по молитве к Богу о ниспослании на них Св. Духа, крестообразно помазываются разные части тела освященным миром, с произнесением слов: печать дара Духа Святаго. Итак здесь, в частности, различаются:

I. Молитва к Богу о ниспослании на крестившихся Св. Духа, предваряющая самое Миропомазание. Эта молитва доныне произносится в Церкви: а) по примеру св. апостолов Петра и Иоанна, которые, будучи отправлены в Самарию для низведения на крестившихся Св. Духа, пред самым совершением тайнодействия, помолишася о них, да приимут Св. Духа (Деян. 8, 15); и б) затем по примеру древней Церкви, как свидетельствуют св. Киприан и св. Амвросий1047, и Постановления апостольские, в которых сохранился даже образец молитвы, произносившейся тогда пред совершением Миропомазания1048.

II. Вещество, употребляемое для совершения этого таинства, – освященное миро. Касательно его заметим:

1) Употребление мира при совершении таинства Миропомазания, несомненно, ведет свое начало от самих Апостолов. Ибо –

а) на это есть ясные намеки в св. Писании, нами уже рассмотренные (1Иоан. 2, 202Кор. 1, 21. 22); б) преемники Апостолов, приявшие от них такие строгие завещания хранить и устные и письменные их предания (1Тим. 6, 202Сол. 2, 15), никак не осмелились бы самовольно допустить перемену в таком важном деле, каково совершение таинства, и вместо возложения рук избрать новый видимый знак для низведения на верующих даров Св. Духа; в) если бы даже кто из древних пастырей и решился сделать такую важную перемену: она не могла бы остаться без замечаний со стороны других блюстителей апостольского предания, и во всяком случае не могла бы сделаться общепринятою в Церкви вселенской. Между тем как употребление мира в рассматриваемом таинстве является повсеместным и на востоке и на западе с первых веков Христианства, – и никто из древних не замечает, чтобы это началось в Церкви только с известного времени или введено таким-то. Наконец – г) св. Дионисий Ареопагит, как мы видели, говорит, что сами св. Апостолы назвали это таинство таинством мира1049, и, след., сами ввели употребление мира. Почему же угодно было Апостолам, или, точнее, Духу Святому, заменить возложение рук, которое употребляли они первоначально, действием миропомазания: об этом, так как нам ничего не открыто, можем составлять только гадания. Из книги Деяний апостольских видно, что низводить на крестившихся Св. Духа могли одни Апостолы (Деян. 8, 12–18): это и было для них удобно при самом начале Христианства, когда крестившихся было еще не так много. Но вскоре, с чрезвычайным распространением св. веры, когда стали обращаться к ней во всех странах мiра, ни сами Апостолы, ни их непосредственные преемники – епископы не могли являться повсюду, чтобы вдруг, по Крещении, низводить на всех крестившихся, чрез возложение рук, Св. Духа. А потому, может быть, и изволилось Духу Святому, обитавшему в Апостолах, заменить возложение рук апостольских на крестившихся, другим более удобным, действием миропомазания, – так, чтобы освящение мира было совершаемо самими Апостолами и после них преемниками их – епископами, а помазание освященным миром крестившихся предоставлено было и всем пресвитерам. Именно же миро, а не другое вещество, могло быть избрано в этом случае потому, что и в ветхом завете помазание миром употребляемо было, как видимое средство для низведения на людей даров Св. Духа (Исх. 28, 411Цар. 16, 133Цар. 1, 39; 19, 16)1050.

2) Употребление мира при совершении таинства Миропомазания всегда считалось существенно необходимым, а отнюдь не возложение рук, отдельное от действия Миропомазания. Ибо, во первых, древние Соборы, вселенские и поместные, упоминая ясно об этом таинстве, говорят только о помазании миром, вовсе умалчивая о возложении рук, каковы были; второй и шестой вселенские, разрешившие принимать в Церковь некоторых еретиков чрез совершение над ними таинства Миропомазания1051, и поместный лаодикийский, подтвердивший совершать это таинство над всеми верующими тотчас после их крещения1052. Во-вторых, наибольшая часть учителей Церкви, особенно восточные, упоминают также только об одном употреблении мира в этом таинстве, совершенно умалчивая о руковозложении1053, например: св. Кирилл Иерусалимский посвятил целую беседу на объяснение новокрещенным таинства Миропомазания (Поуч, тайновод. 3), и однакож ни слова не сказал о возложении рук. В-третьих, если в некоторых частных церквах, преимущественно западных, как видно из свидетельства их пастырей1054, до некоторого времени вместе с миропомазанием соединяемо было и возложение рук, как и доселе соединяется в церкви римской1055: то можно думать, что это последнее пастыри Церкви удерживали по местам, только как обряд, освященный примером Апостолов, а не как существенную принадлежность таинства. Ибо, например, св. Киприан, который в одном месте упоминает и о миропомазании и вместе о возложении рук при совершении этого таинства, в другом ясно говорит, что собственно необходимо всякому крестившемуся принять хрисму или помазание, чтобы он мог иметь в себе благодать Христову1056. Наконец, сами же первосвященники запада, Иннокентий 3-й1057 и Евгений 4-й1058, равно как и целый поместный собор западных епископов, бывший в Маинце в 1549 году1059, открыто свидетельствуют, что место возложения рук со времен самих Апостолов заступило помазание миром, которое следовательно одно и остается существенно необходимым в таинстве1060.

III. Самое действие таинства – крестообразное помазание известных частей тела освященным миром. Так совершалось это действие издревле: об обычае помазывать св. миром крестообразно ясно упоминают св. Амвросий1061 и блаж. Августин1062. О помазании св. миром чела, ушей, ноздрей и персей подробно говорит св. Кирилл иерусалимский1063. О помазании чела, глав, ужей, ноздрей и уст свидетельствуют второй и шестой вселенские Соборы1064. О помазании вообще чувств и членов тела говорит св. Ефрем Сирин1065. Таким образом запечатлеваются св. миром все главнейшие части тела человека, как органы всех сил и способностей его души, и совокупно укрепляются благодатными силами обе части его состава. Замечательно, что и в древних обществах неправославных, существующих на востоке, как то: у яковитов, коптов и армян, совершается Миропомазание не на одном только челе, как поступает ныне Церковь римская1066, но и на других частях человеческого тела1067.

IV. Слова, произносимые при помазании св. миром известных частей тела: печать дара Духа Святаго. Эти слова видимо заимствованы из известного изречения св. Апостола (2Кор. 1, 21. 22), и употребляются в Церкви при совершении таинства Миропомазания издревле. Указания на них можно видеть у св. Кирилла Иерусалимского1068, а прямые свидетельства об употреблении их – у Астерия, епископа емасийского, жившего в четвертом веке1069, и в седьмом правиле тогда же бывшего второго вселенского Собора. Здесь читаем: «присоединяющихся к православию и к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю… Приемлем, запечатлевая, то есть помазуя св. миром, во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их, глаголем: печать дара Духа Святаго». И, что особенно заслуживает внимания, не говорят Отцы: мы определяем или повелеваем произносить при Миропомазании слова: печать дара Духа Святаго, а только приводят их, как общеизвестные и давно уже употреблявшиеся при совершении этого таинства, по чиноположению и обычаю. Тоже повторяют и Отцы шестого вселенского Собора (в прав. 95).

§ 210. Невидимые действия таинства Миропомазания и его неповторяемость

I. Главное невидимое действие таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Св. Духа. В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Св. Духа, но не удостаиваемся еще приять Его в себя и соделаться Его храмами: чрез Миропомазание преподается нам Дух Святый со всеми Его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной (Прав. Испов. ч. I. отв. на вопр. 105). Это совершенно ясно из повествования св. Луки: слышавше, иже во Иерусалиме Апостоли, яко прият Самария слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна. Иже сошедше, помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго. Еще бо ни на единого их бе пришел, точию крещени бяху во имя Господа Иисуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго (Деян. 8, 14–17; снес. 19, 6). Это же, как мы видели, единогласно проповедывали древние учители Церкви: Дионисий Ареопагит1070Тертуллиан1071, Киприан1072; папа Корнилий, Кирилл иерусалимский, Амвросий, Кирилл александрийский, Феодорит1073 и другие1074.

Но так как даров Св. Духа, в каких Он сообщается верующим чрез таинство Миропомазания1075, по исчислению пророка Исаии, седмь: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и, наконец, Дух страха Божия (Ис. 11, 2. 3), из которых три преимущественно относятся к просвещению разума. а четыре – к наставлению и утверждению воли в добре (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 73–80): то, в частности, говорится, что таинство Миропомазания –

1) Сообщает нам благодать Духа, просвещающую и вразумляющую нас в истинах веры. И вы помазание имате от Святаго и весте вся, писал христианам св. апостол Иоанн. И вы еже помазание приясте от него, в вас пребывает, и не требуйте, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем (1Иоан. 2, 20. 27). «Сие помазание, наставлял также св. Кирилл Иерусалимский новопросвещенных чад Церкви, сохраните непорочно; ибо оно само учит вы о всем (1Иоан. 2, 27), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего, и много о сем помазании любомудрствующего»1076.

2) Сообщает нам благодать Духа, утверждающую и возращающую нас в благочестии. На это указывает св. апостол Павел, говоря: извествуяй (βεβαίων, утверждающий) нас с вами во Христа, и помазавый нас Бог, иже и запечатле нас, и даде обручение, Духа в сердца наша (2Кор. 1, 21. 22; 4, 30). Указывал своим слушателям и св. Кирилл Иерусалимский: «вы помазаны на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским (Еф. 6,14. 17). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, исшед, победил супостата (Матф. 4, 1 и далее): так и вы, по святом Крещении и по таинственном Миропомазании, облекшеся во все оружие Святого Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: вся могу о укрепляющем мя Христе (Фил. 4, 131077.

Надобно присовокупить, что Апостолы чрез возложение рук, т. е. чрез таинство Миропомазания сообщали иногда верующим и чрезвычайные дары Св. Духа, каковы: дар языков и пророчества (Деян. 19, 8). Но это были действия таинства Миропомазания необыкновенные, соответственно потребностям первенствующей Церкви, а не действия постоянные, соединенные с самым его существом: и в первенствующей Церкви чрезвычайные дарования сообщаемы были не всем, а только некоторым (1Кор. 12, 29. 30), – между тем как возложение рук или Миропомазание считалось необходимым для всех крестившихся, чтобы они могли получить Св. Духа (Деян. 8, 17).

II. Так как таинство Миропомазания знаменует или запечатлевает нас «печатию дара Духа Святаго»1078 (Еф. 1, 13; 4, 302Кор. 1, 29), и так как извествуяй (утверждающий) и помазывающий нас Бог, иже и запечатлевает нас и дает чрез это таинство обручение Духа в сердца наша (2Кор. 1, 22), верен пребывает: отрещися бо себе не может (2Тим 2, 13): то таинство Миропомазания, подобно таинству Крещения, всегда считалось1079, и ныне считается неповторяемым (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). Разность только в том, что Крещение, если оно совершено правильно, не повторяется ни для кого, хотя бы кто даже отрекся имени Христова, и потом обратился вновь к православной Церкви; а Миропомазание для отрекшихся имени Христова повторяется в случае обращения их к православию (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105).

Что же касается до священнодействия, когда православная Церковь помазует св. миром благочестивейших Государей при венчании их на царство, соответственно тому, как помазываемы были Цари елеем святым в Церкви ветхозаветной, по повелению самого Бога (Пс. 88, 211Цар. 10, 1; 15, 3. 12. 13), – от чего и назывались Христами Его или помазанниками (1 Царств. 12, 3. 5; 24, 7 и др.): то это не есть повторение таинства Миропомазания, чрез которое сообщаются всем верующим благодатные силы, необходимые собственно в жизни духовной. Но – есть только иный, высший степень сообщения даров Св. Духа, потребных для особенного, чрезвычайно-важного, указываемого самим Богом (Дан. 4, 22. 29), служения царственного. И прия Самуил рог со елеем, повествуется о миропомазании на царство царя Давида, и помаза его посреде братии его. И ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом (1 Царств. 16, 13). Известно, что не повторяется и таинство Священства; однако оно имеет свои степени, и рукоположение вновь и вновь совершает священнослужителей для высших служений: так и миропомазание Царей на царство есть только особая, высшая степень таинства, низводящаясугубый Дух на помазанников Божиих1080. Самые молитвы, читаемые при этом великом священнодействии, указывают на особенные дары, какие испрашивает православная Церковь Богоизбранному Монарху. «О еже помазанием всесвятого мира прияти Ему с небесе, – возглашает, между прочим, протодиакон, – к правлению и правосудию силу и премудрость, Господу помолимся». И первосвятитель, совершающий таинство, взывает потом: «Господи, Боже наш, Царь царствующих и Господи господствующих, яже чрез Самуила пророка избравый раба своего Давида и помазавый его в царя над людом Твоим Израилевым! Сам и ныне услыши моление нас недостойных…, и верного раба Твоего великаго Государя… помазати удостой елеем радования, одей Его силою с высоты…, посади Его на престоле правды, огради Его всеоружием Святого Твоего Духа, укрепи Его мышцу…, покажи Его известного хранителя святыя Твоея кафолическия Церкви догматов...»1081.

§ 211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо?

I. По учению православной Церкви, власть совершать таинство Миропомазания принадлежит не только епископам, но и пресвитерам, с тем только различием, что первые имеют право освящать самое миро для таинства, а последние могут миропомазывать только миром, освященным от епископа (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105)1082. Так было издревле.

1) Издревле право освящать миро для таинства принадлежало одним епископам. Это видно из правил Собора карфагенского (318 г,), где читаем: «совершения мира да не творит пресвитер» (прав. 6), и из правил других последующих Соборов и учителей Церкви1083.

2) Равным образом издревле власть совершать самое таинство Миропомазания была усвояема и епископам, как преемникам Апостолов, которые непосредственно совершали это таинство (Деян. 8, 14–17; 18, 6), и пресвитерам, как приемлющим ее, чрез рукоположение от епископа, вместе с властию вообще совершать все таинства, кроме одного священства. Например, в Постановлениях апостольских говорится: «о крещении, епископ или пресвитер, мы уже прежде сказали и теперь скажем…, – сперва ты помажешь святым елеем, потом крестишь водою, наконец запечатлеешь миром»1084Св. Амвросий неоднократно свидетельствует что помазание миром совершается священником, и по молитве священника изливается Дух Святый1085. А св. Иоанн Златоуст и блаж. Иероним единогласно выражаются, что епископ (по отношению к священнодействиям) ничем другим не отличается от пресвитера, как только одною хиротониею, т. е. властию совершать таинство священства1086. Кроме того известно, что во всех обществах христианских-неправославных издревле существующих на востоке, Миропомазание преподается и епископами и пресвитерами1087.

Несправедливо потому учение римской Церкви, будто право совершать таинство Миропомазания принадлежит одним епископам, и не принадлежит пресвитерам1088. В подтверждение этого учения ссылаются1089:

а) На тот случай, упоминаемый в Писании, что хотя св. Филипп крестил Самарян, однакож для преподания им Св. Духа чрез возложение рук приходили нарочито сами св. апостолы Петр и Иоанн (Деян. 8. 14–16). Но надобно помнить, что св. Филипп был не пресвитер, а диакон, и след., если он не совершал таинственного рукоположения на крестившихся, это не значит, будто не совершали того и не имели права совершать и пресвитеры1090; равным образом и из того, что Апостолы раз и два, как упоминается в Писании (Деян. 8, 14–16; 19. 4. 7), совершали сами непосредственно таинство Миропомазания, не следует, будто они только одни совершали его и всегда, будто не совершали и не могли совершать его тогда же в других местах как епископы, так и пресвитеры.

б) На слова св. Киприана и св. Златоуста, что и в их время, по примеру Апостолов, совершение Миропомазания предоставлено было только предстоятелям Церквей, praepositis, κορυφαίοις1091. Но под именем предстоятелей могли разуметься как епископы, так и пресвитеры, из которых каждый есть действительно предстоятель в своей частной церкви или приходе, – тем более, что оба св. Отца в означенных местах противопоставляют предстоятелей диаконам, которые и в их время, подобно диакону Филиппу, не могли совершать таинства Миропомазания. Для пояснения мысли св. Златоуста надобно припомнить другие слова его, что епископы ничем не преимуществуют пред пресвитерами, как только одною хиротониею, т с. властию совершать таинство священства1092

в) На свидетельство блаж. Иеронима, который говорит, что епископы имеют обычай посещать малые города своей епархии для преподания даров Св. Духа тем, которые крещены от пресвитеров и диаконов. Но тот же учитель непосредственно продолжает, что это делается более для чести священства, нежели по необходимости закона, и что, если бы только по молитве епископа нисходил Дух Святый, то надлежало бы оплакивать тех, которые, быв крещены пресвитерами и диаконами в оковах, крепостях, или отдаленных местах, скончались прежде, чем были посещены епископами1093. Известен также вопрос блаж. Иеронима: «что, кроме одной хиротонии, совершает епископ чего бы не совершал пресвитер?»1094.

Должно присовокупить еще следующие замечания:

г) Нет ничего удивительного, если в первоначальные времена Христианства совершение таинства Миропомазания, в некоторых местах, усвоялось преимущественно епископам: тогда и совершение других таинств, именно Крещения и даже Евхаристии, усвоялось, по местам, преимущественно епископам, а пресвитерам только с позволения епископов1095. Все это было весьма и естественно и удобно в тогдашних обстоятельствах, когда члены церквей, составлявших епископии, не так были многочисленны, и пределы епархий нередко ограничивались одним городом или селением. Однакож, отсюда сами паписты не выводят заключения, будто в первые века пресвитеры вовсе не имели права совершать таинств Крещения и Евхаристии: зачем же выводят, будто они не имели и не должны иметь права совершать только таинство Миропомазания?…

д) Сама римская Церковь, усвояя власть конфирмации одним епископам, не раз однакож находила нужным разрешать совершение этого таинства и простым священникам1096. И ныне все разногласие состоит в том, что православная Церковь предоставляет право совершать Миропомазание, как и другие таинства, кроме священства, всем вообще пресвитерам раз навсегда при самом рукоположении их в священный сан1097; а римская разрешает миропомазывать только некоторым пресвитерам, и то не при рукоположении их, но уже впоследствии времени, по требованию обстоятельств, и называет епископов постоянными совершителями (ministri ordinarii) этого таинства, а пресвитеров – чрезвычайными (extraordinarii)1098.

е) Самые римские богословы несогласны между собою в том, по праву ли Божественному, или только по праву церковному, принадлежит одним епископам власть совершать Миропомазание, и лучшие из этих богословов следуют последнему мнению1099. А таким образом сами же показывают непрочность установления своей Церкви, усвоившей означенную власть одним епископам.

II. Православная Церковь совершает таинство Миропомазания над всеми вообще крестившимися во имя Пресв. Троицы, и притом непосредственно после их Крещения (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). И это совершенно согласно:

1) С примером св. Апостолов. Так, св. Павел, крестив некоторых во Ефесе, тотчас же преподал им Св. Духа чрез таинственное возложение на них рук (Деян. 19, 5. 6), и в послании к Ефесеям заповедует им не оскорблять Св. Духа, которым они знаменались в день избавления, т. е. в самый день Крещения (Еф. 4, 30). Равно и другие Апостолы, как только услышали, что св. диакон Филипп крестил Самарян, которым по сану своему не мог преподать Св. Духа чрез возложение рук, немедленно послали в Самарию Петра и Иоанна для совершения над крестившимися этого таинства (Деян. 8, 14–17).

2) С примером всей древней Церкви. Об этом свидетельствуют: а) Тертуллиан: «вышед из купели, мы помазываемся благословенным помазанием…»1100; б) Собор лаодикийский: «подобает просвещаемым по крещении быть помазанным помазанием небесным, и причастниками быти царствия Божия» (прав. 48); в) св. Кирилл Иерусалимский: «вам, когда вы вышли из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался»1101, и многие другие учители Церкви1102. Сами римские писатели сознаются, что, в продолжение двенадцати веков, Миропомазание преподаваемо было крестившимся непосредственно после Крещения даже в римской Церкви, – не только на всем востоке1103.

След., Церковь эта уклонилась от истины, когда с ХIII века начала отделять совершение Миропомазания от Крещения, и ныне учит в своем Катихизисе, что миропомазывать крещенных младенцев должно не раньше, как по достижении ими отроческого возраста, т. с между 7-ю я 12-ю годами их жизни, для того, чтобы они могли приступить к этому таинству с полным сознанием и с достаточными сведениями в основных истинах веры1104. Но если следовать такому умствованию, то следовало бы и крещение младенцев отлагать до того же сознательного возраста. И, однакож, сама римская Церковь крестит младенцев по вере и обетам за них восприемников их и родителей: от чего же она лишает младенцев в продолжение нескольких лет даров Св. Духа, необходимых для укрепления в жизни духовной?

* * *

1006

Тертулл. de Bapt. c. VII. VIII; Киприан. Epist. ad Jan. LXX; ad Jubaian. LXXIII; Амврос. dе Myst. c. VII; Златоуст. на Деян. бесед. 1, n. 5; Собор. лаодик прав. 48.

1007

Unctio, Тертулл. de Bapt. c. VII; Кипр. Epist. ad Januar. LXX. – Χρίσμα, Кирилл. иерус. Огл. поуч. XIII, n. 1; Феодорит. in Is. LXI, 2.

1008

(1008) Евсев. In Is. XXV, 7; Demonstr. Evang. 1, 10.

1009

(1009) Sacramentum chrismatis, Августин. Contr. lib. Petil. 11, 104; Киp. алекс. in Is. XXV, 6.

1010

Лев. вел. Serm. XXIV, 6.

1011

Ή τοΰ πνεύματος ούσις, Исид. Пелус. lib. 1, epist. 450.

1012

Sacramentum Spiritus, Тертулл. de praescr. haeret, c. XXXV; Илар in Matth. comment. c. IV, n. 27.

1013

Kup. иерус. Поуч. тайновод. III, n. 1.

1014

 Βεβαιωσις, Constit. Apostol. III, 17. Confirmatio, Амврос. de init. c. VII; JIeв. вел. epist. ad Nicet. c. VII.

1015

 Τό τέλειονКлим. Алекс. Paedag. 1, 6. Perfectio, Амврос. de Sacram. III, Consummatio, Kunpиан. Epist. ad Jnbaian. LXXIII.

1016

 Σφραγις, Клим. ал. Strom. II, 3; Кир. иер. Огл. поуч. ХVIII, n 33.

1017

Signaculum Dominicum, Kипpиан epist. ad Jubaian. LXXIII.

1018

Signaculum spirituale, Амврос. de Sacram. III, 2, n. I; VI, 2, n. 8.

1019

Signaculum vitae aeternae, Лев. вел. Serm. XXIV, 6.

1020

Так поступали апостолы, и когда говорили христианам о внутреннем действии крещения, т. е. заимствовали для сего выражения от внешнего священнодействия таинства. Сими убо (грешниками) нецыи бысте, но омыстеся, писал, например, св. апостол Павел к коринфянам (1Кор. 6, 11). И в другом месте: по своей его милости спасе нас банею пакибытия (Тим. 3, 5; снес. Еф. 5. 26Евр. 10, 22).

1021

Дион. Ареопаг. о церк. иерарх. VII, 4. 5; Кир. иерус. поуч. тайновод. III, 6. 7; Златоуст. на 2 Коринф. гл. 1, ст. 23; Амврос. de his, qui initiantur, c. 7; Феодорит. на 2 Коринф. гл. 1, ст. 23.

1022

 Αλλ·έστι ταύτης ομοταγής έτερα τελεσίουργίαΜύρου τελετήν αυτήν οί καθηγεμονες ήμών όνομάζουσι. О церк. иерарх. гл. IV, 1.

1023

Там же, гл. IV, § 11. Снес. гл. 11, § 8.

1024

 Τοιγαροΰν ήμεΐς τούτου ενεκεν καλούμενα Χριστιανοίοτι χριόμεθα Ἐλαίω ΘεουПослания к Автолику 1, n. 12.

1025

De bapt. c. VII; Cfr. de praescr. haeret, c. 37; contr. Marcion. III, 22.

1026

 Όυδέ βάπτισμα ετι εύλογονουδέ μακάρια σφραγις. Strom. 11, 3.

1027

Ungi quoque necesse est eum, qui baptizatur, ut accepto chrismate, id est unctione, esse unctus Dei et habere in se gratiam Christi possit. Epist. ad Jannuar. LXX.

1028

Epist. LXXII.

1029

... Quod nune quoque apud nos geritur, ut, qui in ecclesia baptizantur, praepositis ecclesiae offerantur, et par nostram orationem et manus impositionem Spiritum Sanctum consequantur, et signaculo Dominico consummentur. Epist. LXXIII.

1030

См. y Евсев. Церк. Истор. кн. VI, гл. 43.

1031

Нельзя здесь умолчать и о свидетельстве Постановлений апостольских, где говорится: μετά τουτο βαπτίσας αυτόν (ό ίερευςέν τω όνόματι του Πατρος και του Ύιου και του άγιου Πνεύματοςχρισάτω μυρω.... Lib. VII, c. 43; Cfr. III, c. 16, VII, c. 22.

1032

.... και οπως ή σφραγις ύμΐν εδόθη τής κοινονίας του αγίου Πνεύματος..., Огл. поуч. ХVIII, n. 33, стр. 432–433.

1033

Поуч. тайновод. III, n. 1, стр. 449; п. 3, отр. 451.

1034

Слово на св. Крещение, в Тв. св. Отц. III, 285.

1035

«Ковчег Ноев предсказывал то, что прийдет имеющий устроить Церковь в водах, членов еe именем св. Троицы извести на свободу; а голубица изображала Духа Святого, имеющего совершить помазание – таинство спасения» (Adv. Serat. Serm. XLIX, Opp. Syr. T. III, p. 90).

1036

Sequitur (post baptismum) spirituale signaculum…, quia post fontem supereat, ut perfectio fiat, quando ad invocationem Sacerdotis Spiritus Sanctus infunditur Spiritus sapientiae et intellectus, Spiritus consilii atque virtutis, Spiritus cognitionis atque pietatis, Spiritus Sancti timoris: septem quasi virtutes Spiritus (Esai XI, 2). De Sacrament. III, c. 2, n. 8.

1037

In Philipp. homil. III, n. 4.

1038

 Το δέ γε μύρον ήμΐν κατασημήνειεν εύ μάλα τήν του αγίου πνεύματος χρίσιν… In Jes. XXV, 6, I. III, T. 1; in Joel. II, 23.

1039

Unctio spiritualis ipse Spiritus S. est, cujus Sacramentum est in unctione visibili (in 1 Joan. Tract. III, n. 5). Sacramentum chrismatis – in genere visibilium signaculorum sacramentum est, sicut et ipse baptismus… (contr. Iit. Petiliani II, c. 104).

1040

 Το μυστικόν χρίσμαού άξιούμενοι… In Jes. LXI, II. 2.

1041

Contr. Eutych. III, 7.

1042

Panopl P. II, Tit. 20.

1043

Goar. in Euchol. p. 366.

1044

Asseman. Biblioth. Orient. I, 573; II, 121. 239. 300.

1045

Assem. Ibid. T. IV, diss. de Syr. Nestor, p. 272; Cod. Liturg. T. III, p. 136.

1046

Renaudot. Perpetuite de la foi. T. V, p. 147.

1047

См. выше примеч. 1029. 1036.

1048

«После сего, крестивши его (человека) во имя Отца и Сына и Св. Духа, пусть (священник) помажет его миром, говоря: «Господи Боже, самосущий и верховный Владыка всего, распространивший благоухание Евангельского ведения во всех народах! Ты и ныне даруй, да миро сие будет действенно в крестившемся, так чтобы благоухание Христа твоего пребыло в нем твердым и прочным, и он, спогребшись Христу, совосстал и был жив с Ним». Пусть говорит сие и сему подобное: ибо «в этом заключается сила возложения рук на каждого (εκάστου γάρ ή δύναμις της χειροθεσίας εστιν αυτη)» Lib. VII, c. 43. 44.

1049

См. выше примеч. 1022.

1050

«Ведать вам надлежит, что Миропомазания сего прообразование находится в ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (Левит. 8, 1. 2) и поставлял его в первосвященника, то по измытии водою помазал его (Левит. 8, 6. 12): и сей был назван помазанником (Левит. 4, 5), т. е. от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, архиерей помазал, по измытии в Гионе (3Цар. 1, 39. 45). Но сия убо образы прилучахуся онем (1Кор. 10, 11). Вем же не образно, а истинно: потому что вы от Святаго Духа истинно помазаны» (Кирил. иерус. Поуч. тайновод. III, п. 6, стр. 452–453).

1051

Втор. всел. соб. прав. 7; шест. всел. прав. 95.

1052

Прав. 7 и 48.

1053

См. выше примеч. 1022–1024. 1032–1036. 1038–1040.

1054

См. примеч. 1025. 1029 и др.

1055

Впрочем, мнения самих римских богословов о значении этих двух действий в таинстве Миропомазания различны. Некоторые считают здесь существенным одно только возложение рук; другие – одно только помазание миром; третьи думают, что то и другое равносильны, и потому достаточно употреблять либо то, либо другое; четвертые, наконец, признают равно необходимыми оба эти знака при совершении таинства (Vid. apud Perrone Prael. Theolog. de Confirmat. c. III, n. 67; Klee, Kathol. Dogmat. III, 169, Mainz. 1845).

1056

См. выше примеч. 1027.

1057

Per frontis chrismationem manus impositio designatur, quae alio nomine designatur Confirmatio (cap. cum venisset, Extra – de sacra unctione).

1058

Loco manum impositionis datur in ecclesia Confirmatio (Decret. pro unione Armenor., apud Harduin. Act. Concil. T. IX, coi. 458).

1059

Diligenter populum instruant, cur hoc sacramentum, ab initio sola mannum impositione exhibitum, mox sub ipsis temporibus Apostolorum ex eorundem traditione adhibita chrismatis unctione, coepisse conferri… (Apud Harduin. Ibid. col. 2118).

1060

Есть частное мнение, достойное, впрочем, внимания, что возложение рук, чрез которое Апостолы первоначально низводили на верующих Св. Духа, в строгом смысле не отменено, а доселе имеет место при совершении таинства Миропомазания. Ибо в самом действии помазания миром, которое пастырь Церкви совершает рукою своею на челе и на других частях крестившегося, заключается уже и возложение этой руки помазующей на помазуемого. След., Апостолы, избрав, по указанию от Духа Святого, другой знак для преподавания благодатных даров Его верующим, не отменили тем прежнего, также Богоизбранного, а, напротив, премудро совместили оба. Мнение это встречается у писателя VII века, Беды достопочтенного (Asin. alm. XXIX), и у писателя VIII в. – Рабава Мавра (De instit. cleric. lib. 1, c. 28), a также и y других (см. прим. 1048).

1061

Unxit te Deus, signavit te Christus. Quomodo? Quia ad crucis ipsius signatus es formam, ad ipsius passionem (De Sacrament. VI, c. 2, n. 7).

1062

In Johann. Tract. CXVIII.

1063

Поуч. тайновод. III, n. 4, стр. 451–452.

1064

Втор. вcел. прав. 7; шест. вcел. прав. 95.

1065

«Печатию Св. Духа запечатлены все входы в душе твоей; печатию показания запечатлены все члены твои. Царь как бы положил на тебе письмо свое, наложил на него печати огня (Матф. 3, 11Лук. 3. 16), да не прочтут его чуждые и не испортят письмен» (Орр. Syr. T, II, р. 332).

1066

Cathechism. Roman. Part. II, c. 3, n. 23.

1067

Asseman. Cod. liturg. T, III, p. 83–84. 111–112: чин миропомаз. армян. Церкви, изд. Иосифом, архиеп. армян., Спб. 1799.

1068

См. выше примеч. 1032.

1069

Apud Phot. Biblioth. Cod. CCLXXI, col. 1499.

1070

См. выше примеч. 1023. Του μύρου τελειοτιχή κρίσις (ο церк. иер. гл. II, § 8).

1071

Выше примеч. 1025. Caro signatur, ut et anima muniatur (De resurr. carn. c. 8). Non quod in aquis Spiritum Sanctum consequamur, sed in aqua emundati, sub angelo Spiritui S. praeparamur… (De baptism. c. 6).

1072

Выше примеч. 1027 и 1029.

1073

Выше примеч. 1030–1034, 1035–1040.

1074

Lavacro peccata purgantur, chrismate Spiritus infunditur. Pacian. de baptism. n. 6. Cfr. Didym. de Trinit. II, 1. 14.

1075

Выше примеч. 1036.

1076

Поуч. тайновод. III, n. 7, стр. 453.

1077

Там же п. 4, стр. 452. Снес. примеч. 1071.

1078

См. выше примеч. 1026. 1030. 1075.

1079

Августин, Contr. lit. Petil. II, 13; Оптат, Sсhism. Donat. VII, 4; Фотий, Epist. enсycl. 11.

1080

Игнатия, архиеп. воронежского, о таинств. Церкви – стр. 143, Спб. 1849.

1081

См. чин свящ. коронования Его Императорского Величества Государя Императора Николая Павловича перев. на эллинский язык, стр. 16 и 30, Спб. 1827.

1082

В нашей отечественной Церкви миро освящается только при двух кафедрах – киевской и московской, откуда рассылается по всей России.

1083

Собор. Карфаген. II (390 г.) прав. 3; Карфаген. III (397) прав. 36; nana Гелас. I, Epist. IX ad Ерр. Luc. c. VI.

1084

Lib. 7, c. 22. A в 43 и 44 гл. той же книги, как совершитель и крещения и миропомазания, упоминается один только· священник – ό ίερεύς.

1085

Post haec (post baptismum) utique ascendisti ad Sacerdotem considera, quid secutum sit. Nonne illud, quod ait David: sicut unguentum in capite, quod descendit in barbam, barbam Aaron (Пс. 132, 2)? Hoc est unguentum… (De myster. c. VII). Другое свидетельство см. выше в примеч. 1036.

1086

 Τη γάρ χειροτονία μόνη ύπερβεβήκασικαι τοΰτω μόνον δοκοΰσι πλεονεκτεΐν τους πρεσβυτέρους (Златоуст. in 1 Timoth. homil. X, n. 1). Quid facit, excepta ordinatione, episcopus, quod presbyter non faciat? (Иероним. Epist. ad Evangel. CXLV, n, 1).

1087

Asseman. Cod. liturg. III, p. 187.

1088

Concil. Trident. Sess. VII, de confirm. can. 3; Sess. XXIII, can. 7.

1089

Кле, Перроне, Бреннер и другие богословы в трактате о конфирмации.

1090

«Почему они (Самаряне), крестившись, не прияли Духа Святого? Или потому, что Филипп не преподал им Его из уважения к Апостолам, или потому, что он не имел этой благодати (χάρισμα): ибо был из седми диаконов, что кажется и справедливее» (Златоуст, на Деян. ап. бесед ХVIII, п. 3).

1091

Слова Киприана см. выше в примеч. 1029. А св. Златоуст, в той же беседе на Деяния апостольские, сказав, что Филипп потому именно не сообщил Духа Святого Самарянам, что был диакон, продолжает: «ибо это было предоставлено Апостолам, – почему и ныне, как видим, это совершают не другие лица, а предстоятели (κορυφαίους)».

1092

См. выше примеч. 1086.

1093

… Multis in locis idem factitatum reperimus ad honorem potias sacerdotii, quam ad legis necessitatem. Alioquin si ad episcopi tantum imprecationem Spiritus S. defluit, lugendi sunt, qui…, quam ab episcopis inviserentur (Dialog. adv. Lucifer. n. 9).

1094

См. выше цримеч. 1086.

1095

Игнат. Богонос. посл. к Смирн. п. 8; Тертулл. de monog. c. 2; de bapt. c. 7. 17.

1096

Vid. apud Harduin. Collect. Concil. T. IX, p. 438.

1097

См. ставленич. грамоту священникам.

1098

Perrone, Praelect. Theolog. vol. VI, p. 114: de confirmationis ministro.

1099

Trombell. De ministro confirm. dissert. X, sect. 1, quaest. II, § 6 et squ.

1100

См. выше примеч. 1025.

1101

Поуч. тайновод. III, n. 1, стр. 450.

1102

Киприан. Epist. ad Jan. LXX; Амврос. de myster. c. 7; Августин. In Johann. Epist. trac. VI, n. 10; Лев nana, Serm. IV de natal. Domini.

1103

Perrone, Praelect. Theolog. vol. VI, p. 132, Lozan. 1841.

1104

Cat echism. Roman. Part. II, cap. 3, 17. Cfr. Perrone loc. citat.


Просмотров: 2095


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Том 2 / Часть 24

По описанию (Google) - Православно-догматическое Богословие. Том 2 / Часть 24 / II. О ТАИНСТВЕ MИРOПOMA3АНИЯ § 207. Связь с предыдущим, место таинства Миропомазания в ряду прочих, понятие об этом таинстве и его названия § 208. Божественное установление таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность § 209. Видимая сторона таинства Миропомазания § 210. Невидимые действия таинства Миропомазания и его неповторяемость § 211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо?

По названию (Yandex) - Том 2 / Часть 24

По описанию (Yandex) - Православно-догматическое Богословие. Том 2 / Часть 24 / II. О ТАИНСТВЕ MИРOПOMA3АНИЯ § 207. Связь с предыдущим, место таинства Миропомазания в ряду прочих, понятие об этом таинстве и его названия § 208. Божественное установление таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность § 209. Видимая сторона таинства Миропомазания § 210. Невидимые действия таинства Миропомазания и его неповторяемость § 211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо?

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2023-10-01 00:00:00

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



как угодить Богу:


о Боге и Его Церкви...