О святителе Геннадии Константинопольском



О святителе Геннадии Константинопольском / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец



Предисловие

Во святых отец наш Геннадий жил во времена императора Льва Великого (прозванного также «Макеллой»311). Вначале он был пресвитером Константинопольской церкви[312], а затем в 458 г.[313], после смерти Анатолия, присутствовавшего на IV Вселенском соборе, был возведен на Константинопольский престол. Назначив экономом церковного имущества Маркиана, обратившегося в православие из ереси кафаров, он повелел, чтобы через него клирики каждого храма получали свою часть из приносимого во все церкви, а не забирала бы все себе Великая церковь, как то было в обычае прежде.

Этот треблаженный муж не рукополагал никого, кто не знал наизусть Псалтири[314]. Он был чудотворцем, потому что своей молитвой исцелил иссохшую руку того живописца, который изобразил Господа нашего Иисуса Христа в виде Зевса[315] (т. е. с густыми и длинными волосами на голове и такой же бородой). А св. Елевферию он написал такую жалобу на одного его316 клирика: «Святой мученик Божий Елевферий, твой воин живет беспутно. Или исправь его, или пресеки его жизнь». И, о ужас! Клирик тотчас же умер. Другой раз, войдя ночью в алтарь для молитвы, св. Геннадий увидел бесовское явление. Святой запретил демону, а тот в ответ прокричал, что, пока святой жив, он будет вести себя тихо, но после того, как Геннадий умрет, он потрясет Церковь. Устрашенный этим, святой воззвал к Богу, а спустя немного времени почил о Господе, в 471 г.[317].

Кроме прочих составленных им сочинений, св. Геннадий в 459 г. вместе с Собором 73 епископов318 [319] написал и настоящее каноническое послание против симонитов. Это послание косвенно подтверждается правилом VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получает некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Послание находится в «Пандектах» (т. 2), в толковании Вальсамона (с. 1085) и в книге под названием «Греко-римское право» (с. 187).

Во святых отца нашего Геннадия, патриарха Константинопольского и его Собора

Каноническое окружное послание ко всем преподобнейшим митрополитам и к папе Римскому [320]

С толкованиями

Владыка наш и Бог, Спаситель Иисус Христос, поручив святым Своим ученикам проповедь Евангелия и послав их учителями людей по всей вселенной, ясно повелел, чтобы благодать, которую получили от Него даром, они и сами даром передавали людям, не приобретая за нее ни меди, ни серебра, ни золота, ни вообще чего-либо иного вещественного или земного. Ибо земное и тленное не может быть платой за небесные и духовные дары. Эту заповедь Он дал не только ученикам, но через них и нам – тем, кого Он удостоил возвести на их степень и место. И следует, чтобы как они тогда, так и мы ныне в точности хранили и соблюдали ее и не старались хитростью обойти то, что обойти невозможно, и не бросали опасного жребия. Даром получили, – говорит Господь, – даром давайте. Не берите с собою ни меди, ни серебра, ни золота в поясы свои321. Прост и ясен смысл этой заповеди, нет в ней ничего замысловатого, труднопостижимого или требующего хитроумного объяснения. От Меня, говорит, вы получили достоинство священства; если за него вы дали Мне что-либо малое или великое и Я его вам продал, то и вы продавайте его другим; если же даром получили, то и вы отдавайте даром.

Что яснее этой заповеди? Что полезнее для повинующихся? Поистине, горе тем, кто предполагает приобрести или передать дар Божий за деньги. Такие, по определению св. Петра, исполнены горькой желчи и находятся в узах неправды322, потому что объяты собственным сребролюбием. С этим Владычним законом согласуется и правило об этом преподобных и блаженных отцов святого и великого Вселенского собора в Халкидоне. Правило ясно возвестило нам в таких выражениях: «Если какой-либо епископ за деньги совершит рукоположение, непродаваемую благодать низведет до предмета продажи и за деньги рукоположит епископа, или пресвитера, или диакона, или кого-либо другого из числящихся в клире или из-за своего корыстолюбия за деньги произведет в экономы, или экдики, или парамонари, или вообще в любой церковный чин, то всякий покусившийся на это, будучи обличен, да будет подвергнут лишению своей степени, а рукоположенный им да не пользуется вовсе купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства или должности, которые получил за деньги. А если кто явится просто посредником в столь гнусной и беззаконной наживе, то и такой, если он клирик, да будет низвержен со своей степени, а если мирянин или монашествующий – предан анафеме»323.

Прекрасны и весьма благочестивы заповедания этого святоотеческого правила, которые отражают и пресекают всякое сатанинское нападение и всякое ухищрение диавольское, направленное против духовного дара. Правило ни в коем случае не допускает, чтобы рукоположение производилось или принималось за деньги ни тем, кто совершает, ни тем, кто его принимает. Ни прежде рукоположения, ни после него[324] правило не позволяет давать деньги за рукоположение, так как совершенно воспрещает взяточничество в таком деле. Однако поскольку сейчас, несмотря на явные запрещения, некоторые в Галатии были уличены в том, что пренебрегают этими спасительными и человеколюбивыми заповедями и нарушают их ради скверного прибытка и сребролюбия, то мы со святым Собором, пребывающим в этом царствующем новом Риме, признали за благо все их возобновить, с тем чтобы помимо всякого ухищрения, всякого предлога и всякого измышления совершенно пресечь нечестивый и гнусный, неизвестно как вошедший в святейшие Церкви обычай и чтобы во время воистину неподкупного и чистого провозглашения, совершаемого архиереями над рукополагаемыми, нисходила свыше благодать Святого Духа. А ныне, при производстве за деньги и при действии нечистой руки, не знаю, сходит ли на производимого благодать Святого Духа, по слову возглашения, или, скорее, скрывается.

Итак, знай, муж по всему благочестивейший: всякий, кто бы он ни был, уличенный в чем-либо таковом, епископ, или хорепископ, или периодевт, или пресвитер, или диакон, или кто-либо другой из клира, или мирянин, осуждается общим постановлением и общим решением архиереев, как говорит об этом и вышеприведенное правило святых отцов. Ибо благодать должна быть благодатью, и ее посредником нигде не должно выступать серебро. Итак, да будет и есть отвергнут, и всякого священнического достоинства и служения чужд, и проклятию анафемы подвержен тот, кто думает приобрести благодать за деньги, и тот, кто обещает за деньги ее преподать, будь он клирик или мирянин, будет ли обличен в этом деле или нет. Ведь невозможно, чтобы непримиримое когда-либо примирилось, чтобы мамона пришла в согласие с Богом или служащие ей служили Богу. Принадлежит Владыке следующее неоспоримое изречение: Не можете служить Богу и маммоне325. От этих слов по силе исполняясь дерзновения и им повинуясь, вместе со Сказавшим их мы вынесли приговор совершающим такие беззакония.

Твое же преподобие пусть позаботится, исполняя это со всякой бдительностью, сделать это известным посредством копий и подчиненный тебе боголюбезнейшим епископам и периодевтам, а также и всем прочим, чтобы все христиане, единым духом и единой душой сплотившись против общего неприятеля, возмогли с помощью Божией исторгнуть насажденный в нас врагом корень сребролюбия со всеми отраслями зла.

Приветствуем всё с тобой о Христе братство. Здравствуя о Господе, молись за нас, боголюбезнейший брат.

Это послание вместе с самим Геннадием подписали еще 73 епископа (или 81).

Толкование

Смысл настоящего послания раскрывается с первых его слов: в самом вступлении приводится евангельское изречение, относящееся непосредственно к теме послания и цели, ради которой оно было составлено и отправлено. А именно, говорится, что Господь и Бог наш Иисус Христос священный Своим апостолам и ученикам, когда послал их на проповедь Евангелия, дал заповедь, чтобы они подавали другим даром и безвозмездно дар и благодать, полученные от Него, и чтобы не брали за это ни меди, ни серебра, ни золота, ни чего-либо другого вещественного и земного (потому что вещественное и тленное не может никогда быть платой и вознаграждением за небесные и нетленные дары Духа). Эту самую заповедь, которую Господь дал тогда апостолам, Он через них дал и нам, преемникам апостолов, патриархам и архиереям. И как те сохранили ее в точности, так и мы должны ее хранить и не искать, как бы ложным толкованием обойти ясные слова Господа, которые обойти невозможно.

Даром получили, – говорит Господь, – даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои. Просты и ясны слова этой заповеди, не содержат в себе никакой сложной мысли, требующей хитроумного и удовлетворяющего любопытство объяснения. От Меня, говорит Спаситель, вы получили достоинство священства, и если вы за него заплатили много или мало и Я его вам продал, то и вы продавайте его другим, если же получили безвозмездно, то и вы отдавайте безвозмездно. Какая заповедь яснее этой? Что полезнее этого для тех, кто слушается? Поистине горе тем, которые думают получать и давать за серебро дар и благодать Божию, поскольку такие, подобно Симону-волхву, также исполнены горькой желчи и находятся в узах неправды, как сказал ему ап. Петр.

С приведенной заповедью Владыки и Господа согласно и правило IV Всел. 2 (толкование его см. в своем месте), которое святой приводит дословно. А затем сразу говорит, что предписания этого правила прекрасны, они опровергают всякий диавольский довод, какой бы кто ни выдвинул, поскольку они вместе и в целом запрещают как рукополагающему, так и рукополагаемому давать и получать деньги как за хиротонию, так и за производство[326], как до хиротонии, так и во время и после нее. Но поскольку оказалось, что в земле галатов[327] некоторые по сребролюбию и ради скверной наживы преступают эти спасительные заповеди и рукополагают за деньги, то нам со святым Собором, проходящим в царствующем граде, показалось разумным возобновить их, чтобы совершенно искоренить помимо всякого ухищрения, предлога и измышления этот нечестивый обычай симонии, который, не знаю как, распространился в Церквах, и, следовательно, чтобы во время совершения архиереями чистых, не за деньги, рукоположений воистину сходила свыше на рукополагаемого благодать Святого Духа. Ведь сейчас, когда хиротонии совершаются за деньги и рука архиереев возлагается и совершает действие нечисто, не знаю[328], сходит ли на рукополагаемого, как молится о нем архиерей[329], благодать Святого Духа, или скорее не допускается до него.

Итак, знай, благочестивейший папа, что общим решением архиереев и упомянутым правилом IV Всел. 2 осужден каждый епископ, хорепископ, периодевт[330], пресвитер, диакон, а также любой другой клирик или мирянин, который был рукоположен за деньги, ибо благодать должна быть поистине благодатью, без посредничества серебра. Следовательно, пусть будет и есть[331] отвергнут и чужд всякого священнического достоинства и действия и пусть подлежит проклятию анафемы как тот, кто думает приобрести благодать священства за серебро, так и тот, кто обещает преподать ее, будь он клириком или мирянином, будет или нет уличен и обвинен в том, что получил серебро[332]. Ведь невозможно никогда прийти к согласию тем, между кем согласия быть не может: между мамоной, т. е. неправедный богатством, и Богом, между работающими мамоне и работающими Богу, – по определению Владыки: Не можете служить Богу и маммоне. И мы, от этих слов Господа исполняясь дерзновения и повинуясь им, против творящих таковое симонитов вынесли данное соборное определение, согласно с желанием и волей Господа, слова Которого мы привели. Потому, священный папа, и твое преподобие, в точности соблюдая это, пусть позаботится с помощью копий известить об этом подчиненных твоему преподобию епископов, хорепископов и всех прочих клириков и мирян, чтобы все мы, христиане, единым духом и единой душой вооружились, победили общего нашего врага, диавола, и исторгли насажденный им корень сребролюбия со всеми его зловреднейшими побегами, один из которых и есть симония.

Сказав это и поприветствовав находящееся с папой братство, святой заканчивает послание, которое подписали все бывшие с ним епископы.

* * *

311

Т. е. «Мясником», поскольку в молодости он торговал мясом.

312

Феодор Чтец. Кн. 1. С. 553 (Theod. Lect. I, 13 // PG 86a, 172BC-173A.).

313

Кейв. Т. 1. С. 447.

314

Феодор, там же (Ibid. I, 15 // PG 86a, 173A.).

315

 Феодор Чтец (Ibid.) и Никифор Каллист (кн. 15, гл. 23) (Niceph. Callist. Hist. eccl. XV, 23 // PG 147, 68A.) добавляют, что мы должны знать, что у нашего Господа волосы и борода были кудрявыми, т. е. вьющимися, а не прямыми, и не длинными или густыми, но редкими. Об этом, говорит, мы узнали по преданию от видевших Его на земле во плоти, и это более близко к истине.

316

Клирик служил в храме св. Елевферия.

317

Кейв, там же.

318

Речь идет о Поместном Константинопольском соборе 458–459 гг.

319

Близкий к нам по времени Удин говорит, что этих епископов по именам насчитывалось не 73, но 81, согласно древнему кодексу, найденному им в библиотеке Вены. В книге под названием «Греко-римское право» (см. с. 189) в числе подписавшихся также 81 епископ.

320

Отметь следующее: хотя наш современник Удин (см.: О церковных писателях. Т. 10. С. 1878) и говорит, что в некоем рукописном кодексе из Венской библиотеки в заглавии данного послания нет слов «к папе Римскому», однако как, по пословице, одна ласточка не делает весны и один свидетель не заслуживает доверия, так и одна рукопись не может доказать правильность такого чтения. Ведь во всех древних рукописных кодексах, какие мне довелось увидеть, а также в изданных типографским способом книгах, содержащих это послание, всегда приводится именно такое заглавие. Поэтому решение большинства все-таки должно одержать верх, и множество свидетелей более заслуживают доверия, чем один. В особенности потому, что настоящее послание, хотя оно окружное, т. е. соборное и общее, тем не менее в середине и в конце обращается только к одному епископу, говоря: «Итак, знай, муж по всему благочестивейший...». И еще: «Твое же преподобие пусть позаботится, исполняя это со всякой бдительностью, сделать это известным посредством копий и подчиненным тебе боголюбезнейшим епископам и периодевтам, а также и всем прочим». Кто же это другой, как не папа Римский? Позже и Тарасий, подражая Геннадию, написал послание Адриану Римскому против симонитов. При Геннадии же папой был, очевидно, предшественник Феликса Симплиций.

Обрати внимание на текст и заголовок послания: как Константинопольская Церковь исправляет Церковь Римскую, где в ходу симония, и помогает ей – одна сестра помогает другой, равной ей. Итак, где же здесь изобретаемое ныне на Соборах главенство папы Римского?

323

Правило IV Всел. 2.

324

В других списках: «во время рукоположения».

326

Чем отличается рукоположение от производства, смотри в толковании IV Всел. 2.

327

Галатами здесь, очевидно, он называет не тех, которые жили в Асии, но живших на Западе, т. е. галлов и французов: их, согласно Мелетию (География. С. 67), греки также называют галатами.

328

Обрати внимание: святой не говорит утвердительно и определенно, что Дух Святой не сходит на рукополагаемых за деньги, но выражает сомнение и в целом нерешительность. Он хочет показать этим не то, что рукополагаемые за деньги не получают Духа Святого, – прочь такую мысль! – ибо, по словам Златоуста, Дух Святой рукополагает не всех, но действует через всех, т. е. и через недостойных (Ioan. Chrysost. Hom. in Ep. II ad Tim. 2. 3 // PG 62, 610.), а то, как безмерно тяжек грех симонии.

329

Во время рукоположения архиерей громко произносит: «Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

330

О периодевтах смотри примеч. к Лаодик. 57.

331

Некоторые обвиняют священников и утверждают, что священства сейчас нет, поскольку большинство рукополагается за деньги. Такие обвинители основываются на этих словах святого отца и говорят, что он и его Собор не только постановляют: «пусть будет отвергнут» (имеется в виду Собором; здесь употребляется глагол в повелительной форме, а такое повеление без посредства второго лица, как говорят грамматики, не приводится в действие), но и добавляют: «и есть отвергнут», иными словами, отвергнут, даже не будучи извержен другими. Но пусть они услышат, что выражение «пусть будет» означает: пусть таковой действительно в качестве наказания будет отвергнут Собором, отстаивающим божественные правила. А выражение «и есть» означает, что он отвергнут потенциально за свою вину. Ведь если бы оба эти выражения были равнозначны, то зачем при «пусть будет» потребовалось бы «и есть»? Или зачем при «и есть» потребовалось бы и «пусть будет»? Или они противоположны друг другу потому, что «пусть будет» относится к будущему, а «и есть» – к настоящему? Однако, говоря об этом, не умолчим и о том, что поистине страшно для рукополагающих за деньги и принимающих рукоположение и о чем святой говорит здесь утвердительно и определенно, а именно, что таковые немедленно лишаются священства.

332

Обрати внимание на то, что святой от великой ревности в стремлении совершенно искоренить это зло сказал: «будет или нет он уличен». Правило IV Всел. 2, которое он привел выше, содержит следующие слова: «всякий покусившийся на это [симонию], будучи обличен, да будет подвергнут лишению своей степени». Подобное говорит и Тарасий: «Если же кто-либо будет обличен, что купил благодать за золото...». Возможно, выражение «или не будет обличен» означает, что даже если сотворивший это не будет ни уличен, ни извержен, ни предан публично анафеме, однако потенциально он подлежит извержению и анафеме, а потому скончавшегося без раскаяния в этом страшном и нечестивом грехе ждет наказание и осуждение на будущее нескончаемое мучение, поскольку он здесь совершает это беззаконие и остается неизвергнутым и ненаказанным, иначе говоря неисправленным. Божественные словеса непреложны в отношении тех, которые остаются в этом зле всю жизнь и не исправляются через покаяние. Впрочем, некоторые из тех, кто совершает или принимает рукоположение, терпят нужду, в чем находят, возможно, какие-то ложные предлоги для подобных поступков. Но получающие доходы от имений и другого имущества поступают нечестиво и грешат с бесстыдством, и потому их ждет еще большее, неминуемое мучение.


Просмотров: 517


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2023-10-01 00:00:00

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



как угодить Богу:


о Боге и Его Церкви...