О Соборе, называемом Двукратным



О Соборе, называемом Двукратным / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец



Предисловие

Этот Собор называют так Зонара, Вальсамон, Властарь и др. Святой великий Двукратный собор, собравшийся в Константинополе во всечестном храме Святых Апостолов[1], был созван при императоре Михаиле, сыне Феофила, и кесаре Варде, дяде Михаила по матери, в 861 г.[2]. На нем присутствовали 318 отцов[3], из которых важную роль играли: святейший Фотий Константинопольский, в то время, после изгнания божественного Игнатия в Митилену, совсем недавно возведенный на Константинопольскую кафедру силой и властью кесаря Варды, и местоблюстители папы Николая, Родоальд Портский и Захария Анагнийский, находившиеся тогда в Константинополе, поскольку были посланы туда для противостояния иконоборцам[4]. Причина же, по которой этот Собор называется Двукратным, согласно Зонаре, Вальсамону, Властарю и Милиасу (Синодикон. Т. 2. С. 920), раскрывается далее.

Состоялось первое заседание этого Собора[5]. Православные вступили в спор с инославными (вероятно, это были оставшиеся иконоборцы, о которых мы упомянули), и победили православные, а инославные оказались побеждены. После этого постановили записать все, что говорилось на Соборе, чтобы принятые решения пребыли твердыми и непоколебимыми. А еретики, считая для себя нестерпимым подписать это и не желая, чтобы стало известно об их поражении, а следовательно, и не желая быть изгнанными из Церкви и общества верных, устроили такую смуту и распрю, что даже обнажили мечи и совершили убийства. Таким образом первое заседание было разогнано, и присутствовавшие на нем не успели составить никакого письменного определения и документа.

По прошествии времени состоялось второе заседание этого Собора, и вновь возник спор у православных с еретиками о том же самом, и тогда они вместе записали провозглашенные догматы веры. Поэтому настоящий Собор, будучи в собственном и истинном смысле одним, называется Двукратным из-за того, что в силу обстоятельств заседаний было два. На втором заседании этого Собора были также составлены и настоящие 17 правил – необходимые для благоукрашения Церкви и порядка в ней, утвержденные и одобренные «Номоканоном» Фотия, толкователями правил и всей Церковью.

Обрати внимание, что в некоторых рукописных кодексах настоящему Собору приписано 30 правил, но мы истолковали только известные Церкви и разъясненные толкователями, а прочие, как не известные Церкви, оставили без внимания[6]. Все толкователи ставят настоящий Собор на первое место среди других более ранних Поместных соборов – или потому, что он был великим и более многочисленным, чем те, или, скорее, потому, что по времени он следовал непосредственно за VII Вселенским собором и был собран против тех же самых иконоборцев, против которых собирался и VII Собор, и некоторым образом Двукратный собор стал восполнением VII Вселенского[7].

* * *

1

Досифей (Двенадцатикнижие. С. 702) – не знаю, почему, – говорит, что этот Собор состоялся в Святой Софии, но, вероятно, это ошибка, или, может быть, первое заседание Собора прошло в Святой Софии, а второе – в храме Святых Апостолов, или же это типографская погрешность, как очевидно и неоспоримо является типографской погрешностью выражение на той же самой странице: «Пято-Второй» вместо «Перво-Второй» собор, как его называют. Соответствующее исправление смотри на с. 728 того же «Двенадцатикнижия».

2

Досифей говорит (там же), что этот Собор был созван в 861 г., а Властарь – что в 863 г. Согласно с Досифеем утверждает и славный Феотокис (см.: Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 2. С. 11).

3

Столько насчитывает Досифей (там же).

4

Досифей говорит (Двенадцатикнижие. С. 702), что существовали две равно возможные причины, по которым состоялся настоящий Собор. Первая причина, как полагают некоторые, заключалась в следующем. После того как кесарь Варда изгнал божественного Игнатия за то, что он не пожелал причастить Варду в день Богоявления (поскольку тот отверг свою жену и был под подозрением в незаконной связи со своей невесткой), этот кесарь, воспользовавшись своей властью и прибегнув к насилию, возвел на Константинопольский престол ученейшего Фотия, который был протоасинкритом. Приверженцы Варды склонили на свою сторону местоблюстителей папы Николая, посланных для борьбы с иконоборцами, собрали настоящий Собор и, приведя из Митилены Игнатия, принародно извергли его. Поэтому и Вальсамон, и Никита Давид Пафлагонянин, составитель жизнеописания Игнатия, говорят, что этот Собор был созван против Игнатия.

Вторая причина настоящего Собора, как полагают другие, следующая. Император Михаил, чтобы совершенно стереть с лица земли иконоборцев и прекратить раскол, возникший в Церкви из-за двух патриархов: Игнатия и Фотия, послал в Рим вельмож с дарами и привез местоблюстителей папы. По завершении же Собора самодержец Михаил послал папе Николаю два томоса: один содержал установления о святых иконах, а другой – распоряжение об извержении Игнатия. Он послал также и два письма через Льва Асинкрита, как это видно из 10-го послания Николая, которое находится в «Деяниях», изданных Бинием (т. 6, с. 486). Кейв неправильно говорит, что во время этого Собора папой был Адриан, – в то время папой был Николай, как это явствует из 2-го и 7-го посланий Николая к Михаилу (с. 489, 495 названного тома).

5

На первом заседании Собора публично извержен Игнатий, а константинопольская кафедра утверждена за Фотием, как говорят Кедрин в 6-м т. упомянутых «Деяний», Зонара (Хроника. Т. 2. С. 162) и папа Николай (Послание 10 к восточным патриархам; см. также 6-й т. вышеупомянутых «Деяний», с. 486).

6

Обрати внимание, что во дни святейшего Фотия состоялось три Собора. Первый – тот, о котором сейчас идет речь; второй – собравшийся против самого Фотия в 869 г. и третий – Собор в Святой Софии, который был созван в защиту Фотия в 879 г. и о котором мы далее скажем отдельно. Итак, неправы те, кто, толком не разобравшись, называют Двукратным собор против Фотия или говорят, что Двукратный собор состоялся в 868 или 869 г. (а это годы Собора против Фотия), потому что полагающие так принимают эти два совершенно разных Собора за один и тот же. Ведь Двукратный собор, как мы сказали, был созван при императоре Михаиле, а Собор против Фотия – на 2-м году правления Василия Македонского. На Двукратном было 318 отцов, а на том – 102, по свидетельству библиотекаря Анастасия (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 713). Деяния Двукратного собора не найдены, а от того Собора сохранились 10 деяний. Двукратный собор состоялся при папе Николае, а тот – при папе Адриане II. Двукратный собор изложил 17 правил, а Собор против Фотия – 14, отличных от правил Двукратного собора. Его называют только великим Двукратным собором, а Собор против Фотия был назван, хотя это и нелепо, VIII Вселенским. Двукратный собор был признан Собором, заседавшим в Святой Софии, а Собор против Фотия и все, совершенное на нем, не получило признания, и даже вышло определение отвергнуть его, публично осудить и вообще не называть Собором и к Соборам не причислять. И проще говоря, Двукратный собор ничего не высказал против Фотия, поэтому и сам Фотий подтверждает и приводит его правила в «Номоканоне» (чего никогда не сделал бы божественный Фотий, если бы этот Собор был созван против него), а тот Собор действовал против Фотия беззаконно, ложно и пристрастно, высказал многие хулы на его святость, но все же совершил одно доброе дело: провозгласил и утвердил Символ веры без нововведений и прибавлений. А именно, говорится (Очевидно, прп. Никодим продолжает цитировать «Двенадцатикнижие» Досифея Нотары, который в свою очередь ссылается на Анастасия-библиотекаря.): «Было зачитано определение этого VIII Вселенского собора, содержащее Символ веры и исповедание того, что Собор признает семь предшествующих Вселенских соборов и анафематствует тех, кого они анафематствовали». И немного спустя после того, как это прочли, Собор заявил: «Мы все так мудрствуем, все так веруем». Обрати внимание на то, что этими словами была утверждена древняя вера, а о добавлении и не упоминалось. Поэтому солгал Андрей Родосский, сказав на 7-м заседании Флорентийского собора, что Собору против Фотия был известен Символ с добавлением. То, что деяний лжесобора против Фотия не было у наших греков, признал св. Марк Эфесский на 6-м заседании Флорентийского собора; а о том, что его деяния латиняне подделали и взамен подлинных составили лживые и беззаконные, свидетельствует Досифей (Двенадцатикнижие. С. 709). Отметь, что, хотя мы и сказали выше, что деяния этого Двукратного собора не найдены, однако некоторые говорят, что они были напечатаны в Мутине в 1708 г. Бенедиктом Баккинием. Смотри также примеч. в 1-м т. книги Кейва «О церковных писателях», на с. 77.

7

Об этом Двукратном соборе упоминает Никита в житии Игнатия и Георгий Кедрин (на с. 551 парижского издания).

Источник: Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. – Т. 3: Правила Поместных соборов. – Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019 – 430 с.


Просмотров: 456


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2023-10-01 00:00:00

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



как угодить Богу:


о Боге и Его Церкви...